Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 02:20, курсовая работа
целью курсовой работы является комплексное исследование сущности понятия прав и свобод человека и гражданина в целом, и особенностей данных институтов в частности. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия прав человека;
глубоко исследовать сущность, правовое регулирование, правовую природу прав человека;
классифицировать права человека и гражданина по действующему российскому законодательству;
проанализировать государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Природа и сущность прав человека и гражданина……………7
1.1.Понятие прав человека и гражданина…………………………………….7
1.2.Права человека и права гражданина…………………………………….10
Глава 2. Классификация прав человека и гражданина по российскому законодательству……………………………………………………………….14
2.1.Личные права …………………………………………………………….16
2.2. Политические права …………………………………………………….26
2.3. Социально-экономические права ……………………………………....35
Заключение…………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………….45
Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 11.
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только па ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
Некоторые
права предоставляются
Все
статьи главы 2 Конституции РФ «Права
и свободы человека и гражданина»
последовательно различают
Наряду
с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы
права, принадлежащие только гражданам
РФ. Это преимущественно
Стало
быть, за различением терминов и
понятий «человек» и «
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
Глава 2. Классификация прав человека и гражданина по российскому законодательству.
Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент - права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» 12.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.
Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.
Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить права на т.н. «поколения».
К правам «первого поколения» относятся личные и политические права. Они получили закрепление уже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в. Права «второго поколения» это социальные, экономические и, отчасти, права, появление которых вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этих прав в конституциях и законах получило широкое распространение после волны революционных потрясений 1917-начала 1920-х годов. Права «третьего поколения» заявили о себе в 1970-е годы. Эти права иногда называют «правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света» 13. К правам «третьего поколения» относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием человечества, права меньшинств.
Далее остановимся на характеристике основных прав человека и гражданина, выделенных по критерию содержания. Итак, в соответствии со сферами деятельности индивида можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает как из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам человека, так и Конституции РФ и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Политические,
гражданские, трудовые, социальные, культурные
и другие права человека – это
«не дар государства, правительства,
политической партии или ее лидера,
а суверенный, не отчуждаемый атрибут
каждого человека, каждой личности,
независимо от расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, вероисповедания, политических
взглядов и убеждений, социального
происхождения или
В действующей Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» 15. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.
Однако
до настоящего времени государство
сохраняло за собой право при
определенных условиях принудительно
лишить человека жизни, подвергнув его
смертной казни, хотя такое право
противоречило международным
В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Правозащитное
движение рассматривает проблему смертной
казни прежде всего с точки
зрения защиты фундаментальных прав
человека, ибо права человека - один
из главных критериев
В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании).
К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.