Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:42, реферат
Согласно ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г. административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установлена административная ответственность.
Введение
1. понятие и признаки административного правонарушения, отличие административных проступков от иных правонарушений
2. состав административного правонарушения
3. виды административного правонарушения
Заключение
Список использованной литературы
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (по уголовно-процессуальному кодексу).
Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» - особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.
УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как
степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В
соответствии этим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:
1) преступления небольшой тяжести;
2) преступления средней тяжести;
3) тяжкие преступления;
4) особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых
уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.
Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые
характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).
К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.
Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток), конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях.
Согласно Российскому законодательству, повторность одного и того же
административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой
«трансформацию» административной ответственности в уголовную.
Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве.
Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.
Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как
предупреждение о неполном служебном соответствии, снижении в классном чине, воинском или специальном звании и др.
Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других
категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или
должностное лицо – руководитель не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год.
Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения,
совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц, либо организаций.
При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде
возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной, принудительного исполнения условий договора и т.д.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный
предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (1/3, 2/3, 1 среднемесячный заработок).
Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды,
третейский суд.
Процессуальные правонарушения (проступки) – это нарушения установленной законом процедуры - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в
правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.
Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову
производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. В случае такой
неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о
принудительном приводе). Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный проступок).
Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.
Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда,
причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков». В этот кодекс
предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем иные.
Идея не была реализована, хотя в ней есть рациональные моменты. Кстати,
законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так
называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует
полицейское наказание). Такой подход делает борьбу с правонарушениями
более предметной, ибо специализирует группы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и прежде всего — с преступностью.
Заключение.
В подведении итогов можно сделать следующие выводы.
Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации.
С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия.
Существуют два основных направления в проблеме исследования причин правонарушений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого – как явление биологическое.
Известны и попытки соединения двух этих направлений в одно.
Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе.
Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально- политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Большая роль отводится право-воспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов
(оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико- биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.
Идеей всего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от пр6еступных посягательств.
И ещё раз нужно подчеркнуть, что всё это регулируется юридической ответственностью.
Однако, в связи с ростом преступности на данном этапе времени необходимо усилить юридическую ответственность, ведь она служит мерой государственного принуждения и несёт своими идеями воспитательный характер.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ 12.12.1993 г.
2. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях, принятый 30.12.2001 г. вступивший в силу с 1.07.2002 г.
3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.
4. Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых нарушениях. М: 1999 г.
5. Бахрах Н.И. Административное право, М.:-Спарта, 1997 г.
6. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.. Административное право. Учебник. М., ТК Велби, 2002 г.
7. Насонов В. Я., Коньшин В. А., Петров К. С., Редкоус В. М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002 г.
8. Овсянко Д. М.. Административное право в схемах и определениях. М., Юристъ, 2002 г.
18
Информация о работе Понятия, признаки, состав, виды правонарушения