Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:12, контрольная работа
Понятие, признаки, функции и виды органов исполнительной власти в РФ. Административная реформа и проблема типологии органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа
по Административному праву
Вариант 1
Выполнил(а) Абрамова Алина Александровна
Студентка 2 курса очно-заочной
ускоренной формы обучения гр. ЮЮС-921-С
Проверил Головко Владимир Владимирович
Омск-2010
Теоретическое задание:
Понятие, признаки, функции и виды органов исполнительной власти в РФ. Административная реформа и проблема типологии органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:
официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
осуществление исполнительно-распорядительной
деятельности в рамках определенных
законом функций и
возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
наличие оперативной
самостоятельности и
органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
обладают возможностью применять меры административного принуждения.
Органы исполнительной
власти весьма разнообразны и
отличаются друг от друга по
видам и сферам деятельности,
объему и характеру
по основаниям образования:
образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);
создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:
федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);
органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);
по порядку образования:
избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);
образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);
по объему и характеру компетенции:
органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);
органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;
по организационно-правовой форме:
правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
по порядку принятия решений:
единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
коллегиальные органы,
принимающие решения в
по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:
основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);
вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.
Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.
Координационные
органы образуются в виде правительственных
или межведомственных комиссий для
подготовки предложений по вопросам
общегосударственного значения или
требующим межотраслевой
В специальных
изданиях, посвященных современной
административной реформе в Российской
Федерации, в большей степени
уделяется внимание перестройке
государственных органов
То есть Президент России, следуя логике мирового опыта реформирования государственного аппарата, ставил в 2003 г. задачи по приведению всей государственной бюрократии в соответствие с современными потребностями страны. Таким образом, из содержания Послания Президента следует, что административная реформа имеет широкую направленность на совершенствование всей системы государственного аппарата, всех ее уровней и звеньев, а также системы государственной службы. Исполнительная власть в этой системе наиболее "человекоемкая": ее чиновничий аппарат является самым многочисленным, а структура федеральных и региональных органов наиболее громоздкой, что и обусловило первоочередное внимание к системе и структуре органов исполнительной власти. Не случайно практически одновременно с опубликованием Послания Президента был принят Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. 2, затрагивающий интересы всех ветвей власти. А 23 июля 2003 г. был утвержден Указ Президента Российской Федерации "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" 3
По существу, административная реформа (в самом широком смысле - перестройка советской системы и реализация демократических принципов государственного управления) идет непрерывно с 1991 г. о переходе к новой системе государственных отношений. В ходе этих преобразований был воплощен принцип разделений властей, в субъектах Федерации образованы законодательные (представительные) органы власти и система исполнительных органов, до настоящего времени идет реформа судебной власти, организация муниципального самоуправления. Исследователи этих процессов преобразований в Российской Федерации выделяют несколько этапов проведения реформы, на каждом из которых ставились и решались определенные задачи
На первом этапе (1992 - 1993 гг.)
были предприняты меры к департизации
государственного аппарата и формированию
федеральных органов
На втором этапе (1996 - 1998 гг.) в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Результатом явились подготовленные 12 вариантов Концепции административной реформы.
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) было принято решении отложить начало административной реформы в связи с критическим состоянием экономики: солидарные обязательства России перед внешними кредиторами превысили 200 млрд. долларов, резко сократилось производство валового внутреннего продукта, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла по официальным данным 30,7 млн. человек.4
Четвертый этап (2003 - 2005 гг.) осуществлялся на основе Указа Президента от 23 июля 2003 г., основными направлениями являлось реформирование государственной службы, оптимизация структуры и функций центральных органов исполнительной власти, упорядочение их административных процедур. В итоге произошел переход к трехзвенной системе федеральных органов исполнительной власти с различием функций федеральных министерств, служб и агентств.
Формально следует
считать началом реформы
Проведенная радикальная
структурная реорганизация
Задача:
Организация обратилась
в Верховный Суд РФ о признании
недействующим Приказа
Информация о работе Понятие, признаки, функции и виды органов исполнительной власти в РФ