Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;
- изучить предмет и методы административного права;
- определить место административного права в системе российского права;
- дать понятие источников административного права;
- охарактеризовать виды источников отрасли рассматриваемого права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административное право как отрасль права…………………….5
1.1. Понятие и сущность отрасли административного права………………….5
1.2. Предмет и метод административного права………………………………..7
1.3. Административное право в системе российского права…………………14
Глава 2. Источники административного права…………………………....17
2.1. Понятие источников административного права ………………………….17
2.2. Виды источников административного права …………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по админ. праву.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      II. Акты Президента Российской Федерации;

      III. Акты государственной администрации;

      IV. Акты муниципальных органов;

      V. Публичные договоры;

      VI. Акты правосудия;

      VII. Административные обыкновения.

      I.   В первой группе источников можно различать:

      1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

      а) Конституция Российской Федерации;

      б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

      в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);

      г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.

      2. Законодательные акты субъектов Федерации:

      а) конституции, уставы субъектов Федерации;

      б) законы субъектов Федерации.

      II. Вторая группа – акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административного права.

      Акты  Президента Российской Федерации –  это:

      а) указы Президента;

      б) распоряжения Президента.

      III. Третья группа – акты государственной администрации – самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

      1. Административные акты федеральных органов и организаций:

      а) постановления и распоряжения Правительства  Российской Федерации;

      б) постановления, приказы, инструкции министерств  и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

      в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

      г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

      д) акты Банка России.

      2. Административные акты субъектов Федерации:

      а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

      б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

      в) приказы, постановления центральных  органов специальной компетенции субъектов Федерации;

      г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

      д) приказы, инструкции администраций, государственных  предприятий, учреждений субъектов Федерации.

      IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

       V. В правовой жизни России постепенно  увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров1.

      1. Международные договоры.

      В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

      2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами15.

      3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

      4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

      VI. Акты правосудия все чаще становятся  источниками административного права.

      Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

      В России акты правосудия не считаются  правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции.

      VII. Административные обыкновения в  наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти. 

    Заключение 

     В результате проведённого исследования по теме: «Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права» можно сделать ряд обобщающих выводов.

    Административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

    Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая  их в административные правоотношения.

    В административном праве, как и в  других отраслях права, используют три  основных средства правового регулирования:

- предписания, т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

- запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные правовой нормой;

- дозволения, т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

    Для административного права наиболее характерны прямые средства регулирования - предписания и запреты. Их преобладание обусловлено тем, что ядром административно-правовых отношений являются отношения власти-подчинения. Метод дозволения предоставляет субъектам административного права возможность выбирать один из вариантов должного поведения либо действовать по своему усмотрению в рамках правовой нормы.

     Отчетливо проявляются глубокая и многогранная связь и взаимодействие административного  права со многими отраслями российского  права. Эта взаимосвязь, переплетение норм различных правовых отраслей – закономерные явления, отражающие сложный процесс формирования и функционирования российской правовой системы юридических отраслей знаний, в том числе и административного права, в новых социально-экономических и политических условиях.

     Под источниками административного  права понимают различные формы  его внешнего выражения, в которых  норма административного права  проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.

     Особенностью  отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм.

     Источниками административного права являются акты государственных органов, в  которых содержатся административно - правовые нормы.

      В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

      I.   Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

      II. Акты Президента Российской Федерации;

      III. Акты государственной администрации;

      IV. Акты муниципальных органов;

      V. Публичные договоры;

      VI. Акты правосудия;

      VII. Административные обыкновения. 

    Библиографический список

    Нормативно-правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации: принята на референдуме Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
 

Учебная и научная литература 

    1. Алехин  А.П. , Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М.,1999.
    2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. М., 2000.
    3. Бахрах  Д.Н.. Административное право. Учебник. М., 1995.
    4. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России. Монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
    5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.. Административное право. Учебник. М., 2002.
    6. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. /Административное право: Учебник. – «Юстицинформ», 2007.
    7. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001.
    8. Макарейко Н.В. Административное право: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., Юрайт-Издат, 2006.
    9. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское а административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская гос. академия права», 2003.
    10. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

Периодическое издание 
 

    1.  Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15–21.

Информация о работе Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права