Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Цель реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;
- изучить предмет и методы административного права;
- определить место административного права в системе российского права;
- дать понятие источников административного права;
- охарактеризовать виды источников отрасли рассматриваемого права.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административное право как отрасль права…………………….5
1.1. Понятие и сущность отрасли административного права………………….5
1.2. Предмет и метод административного права………………………………..7
1.3. Административное право в системе российского права…………………14
Глава 2. Источники административного права…………………………....17
2.1. Понятие источников административного права ………………………….17
2.2. Виды источников административного права …………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………
РЕФЕРАТ
по правоведению
на тему «Понятие, предмет, метод административного права и его место в системе российского права. Источники административного права»
Автор Селлер Елена 316
Код
работы е0782
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административное право как отрасль права…………………….5
1.1. Понятие
и сущность отрасли
1.2. Предмет
и метод административного
1.3. Административное право в системе российского права…………………14
Глава 2. Источники административного права…………………………....17
2.1. Понятие источников административного права ………………………….17
2.2. Виды источников административного права …………………………..…19
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………..25
Введение
Актуальность. Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию отраслей права, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.
Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений возникающих в сфере управления является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.
Административное право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальную значимость.
Цель реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;
-
изучить предмет и методы
-
определить место
- дать понятие источников административного права;
-
охарактеризовать виды
Теоретическая основа данной работы включает совокупность учебных материалов по административному праву и одной монографии.
Нормативную базу составили Конституция РФ, федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации».
Структура
представленной работы обусловлена поставленными
целью и задачами. Работа состоит из введения,
двух глав, объединяющих пять параграфов,
заключения, библиографического списка.
Глава 1. Административное право как отрасль права
1.1.
Понятие и сущность
отрасли административного
права
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами1. Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих «администрирование», т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий. Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение «административное право».2
Деятельность государственной администрации затрагивает интересы и ценности всего общества в противовес хотя и общественным, но в определенной степени корпоративным интересам партий, профсоюзов и иных общественных объединений. По целям своей деятельности она отличается также от администрации частных, коммерческих организаций, деятельность которой регулируется гражданским правом. Основная цель государственной администрации - удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.
Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы, обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер.
Административное право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть - частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях «государство - частное лицо», в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.3
Таким
образом, административное право - это
отрасль публичного права, представленная
системой юридических норм, которые
регулируют организацию государственной
администрации, ее функционирование и
порядок ее взаимоотношений с
частными лицами в процессе осуществления
исполнительной власти и управления делами
государства.
1.2.
Предмет и метод
административного
права
Предмет
административного права
В юридической науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.
Так,
Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом
административного права
Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а)
управленческие отношения, в рамках
которых непосредственно
б)
управленческие отношения
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».6
Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.
Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».7
Таким образом, предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить:
1) Общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные: вертикальные и горизонтальные) и внешние.
Вертикальные отношения складываются:
- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);
- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.
Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).
Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д.
Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении.
Среди них можно выделить отношения:
- между органами исполнительной власти и гражданами;
- между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями;
- между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.
2) В предмет административного права входят отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля за деятельностью государственной администрации. Этот контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний (административный) контроль осуществляется органами самой государственной администрации. Для его проведения могут создаваться специализированные контрольные структуры (например Контрольное управление администрации Президента РФ). Внешний контроль осуществляют законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.;