Понятие, предмет и виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия, предмета и видов административного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить предмет административного права;
изучить понятие административного права как отрасли права;
изучить функции и принципы административного права

Содержание

Введение 3
1. Предмет административного права 5
2. Понятие административного права как отрасли права 14
3. Функции и принципы административного права 19
Заключение 22
Список источников и литературы 23

Работа содержит 1 файл

Чистовик Административное право.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Административное  право связано и с гражданским  правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

     Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

     Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с  имущественными правами граждан  и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

     Финансовое  право отграничивается от административного  лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

     Земельное право регулирует земельные отношения  между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения  регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

     Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Функции и принципы административного права

 

     Административное  право обладает рядом функций. Эти  функции определяются назначением  административного права как  регулятора общественных отношений  в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). С учетом этого можно выделить следующие функции административного права.

     1. Правоисполнительная функция, предопределяемая  тем, что административное право  есть юридическая форма реализации  исполнительной власти.

     2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

     3. Организационная функция, проистекающая  из организационного характера  государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права.

     4. Координационная функция, имеющая  своей целью обеспечение разумного  и эффективного взаимодействия  всех элементов регулируемой  административным правом сферы  государственного управления.

     5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

     Административное  право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Данные принципы являются следующими.

     6. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересы в жизни общества (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

     7. К принципам административного права относится разделение властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

     8. Принципом административного права  является законность. Этот принцип  предполагает, что исполнительные  органы (должностные лица) в процессе  применения административно-правовых  норм обязаны строго соблюдать  законодательство Российской Федерации.

     9. Принципом административного права является гласность. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений, т.е. их прозрачность.

     10. Принцип ответственности применительно  к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

     11. Механизм административно-правового  регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Соответственно важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального законодательства5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, в результате проведенного исследования выяснилось, что административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.

     Административное  право может быть определено как  система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

     Управленческие  отношения, регулируемые административным правом, многообразны. В зависимости  от субъектов управленческих отношений можно выделить следующие их виды:

     а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних  звеньев аппарата управления другим;

     б) между различными субъектами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами Российской Федерации);

     в) между субъектами государственного управления и подведомственными, а  также и не подведомственными  им предприятиями, учреждениями и организациями;

     г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

     д) между субъектами государственного управления и общественными объединениями;

     е) между субъектами государственного управления и гражданами.

     Список  источников и литературы

    1. Административное право: учебник. М., 2005. С. 46.
    2. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г.
    3. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г.
    4. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.
    5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.
    6. Советское административное право. М., 1990. С. 42-43.
    7. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005. С. 69-70.
    8. Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. - Система ГАРАНТ, 2009 г.

Информация о работе Понятие, предмет и виды административного права