Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:08, контрольная работа
Административное право-самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами”, - писал в 1929г. В. Хоболевский.
1. Понятие административное право 3.
2. Предмет административного права 4.
3. Метод административного права 13.
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Российский государственный
гуманитарный университет» в г. Воскресенске Московской области
(Филиал
РГГУ в г. Воскресенске)
Факультет управления |
Козлов Егор Александрович
Понятие, предмет и метод административного права.
Контрольная работа по Административному праву
Студента
3 курса группы ЗГМУ – 3/5,5
Научный руководитель: к.ю.н. Степанова М.М. |
Воскресенск
2012
Оглавление
Административное
право-самостоятельная отрасль
Административное
право как отрасль
Административное
право - одна из самых больших
и сложных отраслей правовой
системы России. Это определяется
разнообразием задач, стоящих
перед ней. Для каждой из
сфер общества необходимы свои
административно - правовые нормы,
охватывающие их деятельность. Нет
ни одной сферы жизни общества,
в которой не участвовала бы
государственная администрация.
Административное
право – очень важная отрасль
права, так как роль
В юридической
науке утвердилось мнение о том,
что отрасли права отличаются
друг от друга, прежде всего предметом
и методом правового
Так, Д.Н.
Бахрах отмечает, что «предметом административного
права являются отношения, возникающие
при организации исполнительно-
Также
имеется и другое мнение по поводу
предмета административного права.
Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного
права достаточно разнообразен, но
в принципе охватывает однотипные общественные
отношения, управленческие по своей
природе, а именно:
а) управленческие
отношения, в рамках которых непосредственно
реализуются задачи, функции и
полномочия исполнительной власти;
б) управленческие
отношения
в) управленческие
отношения, возникающие с участием
субъектов местного самоуправления;
г) отдельные
управленческие отношения организационного
характера, возникающие в сфере
внутренней жизни общественных объединений
и других негосударственных
Таким
образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета
административного права
Однако,
по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение
предмета административного права
только кругом общественных отношений
в сфере исполнительной власти сужает
и тем самым обедняет и этот
предмет, и, в конечном счете, само административное
право. Где-то в тени остаются гражданин
и исполнительная власть; административно-правовая
часть статусов гражданина и общественных
обязанностей; ответственность
Следовательно,
в современных условиях требуется
видоизменить подход к предмету административного
права и определять его предмет
с новых демократических
Необходимо
сказать, что административное право
представляет собой отрасль правовой
системы РФ, которая призвана регулировать
особую группу общественных отношений.
Главная их особенность состоит
в том, что они возникают, развиваются
и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией
и функционированием системы
исполнительной власти на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
В этих
общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется
закрепленная в Конституции РФ государственная
политика признания, соблюдения и защиты
прав и свобод человека и гражданина,
создания условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно
выражается многообразное содержание
подчиненного задачам реализации этой
политики особого вида государственной
деятельности по практической реализации
исполнительной власти как одной
из ветвей единой государственной власти;
в) выражаются
приоритет публично-правовых интересов
в регулируемой сфере и соответствующие
им государственно-правовые средства
воздействия на общественные связи.
Административное право. Учебник. / Под
ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.20-23.
Такого
рода общественные отношения принято
называть управленческими. Они и
составляют предмет административного
права.
Эти общественные
отношения непосредственно
Из этого
следует, что не все общественные
отношения, по своей природе являющиеся
управленческими, можно отнести
к предмету административного права.
В частности, отношения, возникающие
в связи с функционированием
негосударственных формирований (общественные
объединения, коммерческие структуры
и т.п.), не относятся к предмету
административного права. Так, назначение
внутрипрофсоюзных, внутрипартийных
и подобных им управленческих отношений
состоит в обеспечении
Однако
это не означает, что административное
право безразлично к
Главное,
что характерно для регулятивной
роли административного права и
в чем в наибольшей степени
проявляются его особенности - это
функционирование системы исполнительной
власти. Соответственно, административное
право отчетливо выражает все
особенности, присущие государственно-управленческой
деятельности, являясь по своему юридическому
назначению управленческим правом (или
- правом управления). Административное
право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова.
М.: «Юристъ», 2005. С.27-29.
Свое
регулятивное воздействие административное
право оказывает на управленческие
общественные отношения, придавая им упорядоченный,
т.е. соответствующий интересам
Соответственно
административное право регулирует
такие общественные отношения, в
рамках которых в принципе исключено
юридическое равенство их участников.
Объясняется это тем, что в
них непременно участвует субъект
исполнительной власти, способный в
силу предоставленных ему властных полномочий
подчинять поведение иных участников
этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
Данную
область общественных отношений
традиционно называют сферой государственного
управления, в рамках которой органы
и должностные лица исполнительной
власти повседневно руководят
Таким
образом, органы и должностные лица
исполнительной власти можно обозначить
специальными субъектами, которые повсеместно
участвуют в отношениях, регулируемых
административным правом и отношения
без их участия не могут относиться
к предмету административного права.
Субъекты
исполнительной власти могут совершать
и такие действия, которые регламентируются
другими отраслями права (например,
заключение гражданско-правовых сделок).
Фактически в сфере государственного
управления могут действовать нормы
гражданского, трудового, финансового,
земельного и других отраслей права,
причем ими регулируются лишь отдельные
стороны деятельности исполнительных
органов. Значит, наличие субъекта исполнительной
власти в данном общественном отношении
не всегда достаточно для квалификации
его в качестве управленческого
и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом
оформлении. Например, конституционные
нормы регламентируют основы взаимоотношений
Правительства РФ - высшего звена
системы органов исполнительной
власти - с Государственной Думой
РФ, т.е. с органом законодательной
власти. Отношения такого рода являются
государственно-правовыми, а не управленческими,
хотя с внешней стороны они
могут восприниматься в качестве
таковых и регулируются нормами
конституционного права. Административное
право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова.
М.: «Юристъ», 2005. С.33-35.
Административное
право регулирует те отношения с
участием соответствующих субъектов
исполнительной власти, которые складываются
по поводу осуществления ими возложенных
именно на них управленческих функций.
В них находит выражение
Информация о работе Понятие, предмет и метод административного права