Понятие, предмет и метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Административное право-самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами”, - писал в 1929г. В. Хоболевский.

Содержание

1. Понятие административное право 3.
2. Предмет административного права 4.
3. Метод административного права 13.

Работа содержит 1 файл

Понятие, предмет и метод административного права.docx

— 35.28 Кб (Скачать)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал 

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Российский государственный

гуманитарный университет» в г. Воскресенске Московской области

(Филиал  РГГУ в г. Воскресенске) 
 

                   
                  Факультет управления
 
 
 

Козлов  Егор Александрович

    Понятие, предмет и метод  административного  права.

Контрольная работа по Административному праву

    Студента 3 курса группы   ЗГМУ – 3/5,5 
 
 

                    Научный руководитель: к.ю.н. Степанова М.М.
                     
                     
 
 
 
 
 
 
 

Воскресенск 2012 
 
 
 

Оглавление 

  1. Понятие административное право                                               3.
  2. Предмет административного права                                             4.
  3. Метод административного права                                               13.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие административного  права
 
 

Административное  право-самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные  признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную  деятельность в области внутреннего  управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между  властью и гражданами”, - писал  в 1929г. В. Хоболевский. 

  Административное  право как отрасль современного  права появилась тогда, когда  в правовой системе достаточное  место заняли нормы, закрепляющие  права личности, гарантии от административного  произвола. Реализация в законодательстве  идей естественных и неотъемлемых  прав гражданина, разделения властей,  контроля за государственной  администрацией - необходимое условие  превращения полицейского права  в административное. 

 Административное  право - одна из самых больших  и сложных отраслей правовой  системы России. Это определяется  разнообразием задач, стоящих  перед ней. Для каждой из  сфер общества необходимы свои  административно - правовые нормы,  охватывающие их деятельность. Нет  ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы  государственная администрация.  А в ряде сфер - в обороне,  государственной безопасности, охране  общественного порядка, здравоохранении,  народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является  решающей. 

 Административное  право – очень важная отрасль  права, так как роль государственной  администрации в России очень  велика. От нее зависит эффективность  управления и реализация гражданами  многих прав. Отрасли права отличаются  друг от друга, прежде всего  по предмету и методу правового  регулирования. 
 
 
 
 
 

  1. Предмет административного  права
 
 

В юридической  науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом  и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного  права имеются самые различные  мнения.  

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного  права являются отношения, возникающие  при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении  внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных  и муниципальных органов, а также  в ходе реализации административной власти судьями и общественными  организациями».Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995. С.3-5.  

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного  права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей  природе, а именно: 

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти; 

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; 

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления; 

г) отдельные  управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере  внутренней жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право  РФ. Учебник. М.,1999. С.24.  

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает  круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти. 

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права  только кругом общественных отношений  в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин  и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и  общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев  и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002. С.27-28.  

Следовательно, в современных условиях требуется  видоизменить подход к предмету административного  права и определять его предмет  с новых демократических позиций.  

Необходимо  сказать, что административное право  представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит  в том, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях страны. 

В этих общественных отношениях соответственно: 

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная  политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека; 

б) непосредственно  выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной  деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной  из ветвей единой государственной власти; 

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов  в регулируемой сфере и соответствующие  им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи. Административное право. Учебник. / Под  ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.20-23. 

Такого  рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного  права. 

Эти общественные отношения непосредственно связаны  с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать  управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно  выражается государственный интерес, государственная управляющая воля. 

Из этого  следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести  к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие  в связи с функционированием  негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры  и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных  и подобных им управленческих отношений  состоит в обеспечении необходимой  самоорганизации (организация собственных  дел), а не в выражении интересов  государства. Там же. С.25. 

Однако  это не означает, что административное право безразлично к организации  и деятельности негосударственных  формирований. Его нормы оказывают  определенное регулирующее воздействие  на них в тех случаях, когда  это прямо предусматривается  действующим законодательством. 

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и  в чем в наибольшей степени  проявляются его особенности - это  функционирование системы исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо выражает все  особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления). Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.27-29.  

Свое  регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства  и общества, характер. В центре его  внимания находятся отношения, которые  непосредственно возникают в  связи с практическим выполнением  задач и функций государственно-управленческой деятельности. 

Соответственно  административное право регулирует такие общественные отношения, в  рамках которых в принципе исключено  юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в  них непременно участвует субъект  исполнительной власти, способный в  силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям. 

Данную  область общественных отношений  традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими  процессами свойственными для них  методами. 

Таким образом, органы и должностные лица исполнительной власти можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно  участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения  без их участия не могут относиться к предмету административного права. 

Субъекты  исполнительной власти могут совершать  и такие действия, которые регламентируются другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы  гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные  стороны деятельности исполнительных органов. Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении  не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого  и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные  нормы регламентируют основы взаимоотношений  Правительства РФ - высшего звена  системы органов исполнительной власти - с Государственной Думой  РФ, т.е. с органом законодательной  власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они  могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами  конституционного права. Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.33-35. 

Административное  право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов  исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных  именно на них управленческих функций. В них находит выражение целевое  назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение  ее субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными полномочиями, без которых невозможно практически  обеспечить приоритет публично-правовых интересов в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Без  таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции. 

Информация о работе Понятие, предмет и метод административного права