Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:10, реферат
В современном мире для защиты различных прав (как то, конституционное право, административное право, трудовое право и мн.др.) существуют государственное законодательство и международные пакты, в которых прописано, что есть то или иное право и меры пресечения в случае нарушения этих прав. В Российской Федерации санкции за нарушение правовых норм (правонарушения) определяются Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским Кодексом.
Прежде чем перейти к основной теме - административному правонарушению и его видам, считаю необходимым разобраться в некоторых основных понятиях, которыми придется оперировать в ходе моей работы.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3
Глава 1. . Основные юридические понятия, связанные с правонарушениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5
Глава 2. Понятие административного права.
Правонарушение и его признаки . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . с. 10
Глава 3. Виды административных правонарушений . . . . . . . . . . . . с. 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 17
Список использованных источников и
Литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. с. 18
Административное правонарушение или проступок - это действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:
а) антиобщественность,
б) виновность,
в) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановке транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие
землепользователям,
мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто
одни и те же обязанности могут быть нарушены
как действием, так и бездействием (например,
нарушение правил охраны водных ресурсов).
По
своей социальной значимости деяние являются
антиобщественным, причиняющим вред интересам
граждан, общества и государства. Какое
деяние в рамках института административной
ответственности является антиобщественным,
определяется законодательством. Следовательно,
не всякое антиобщественное деяние имеет
отношение к содержанию признаков административного
правонарушения.
Противоправность
заключается в совершении деяния,
нарушающего нормы права. Эти нормы
могут принадлежать не только к административному,
но и к ряду других отраслей права. Принципиально
то, что соблюдение соответствующих норм
охраняется мерами административной ответственности.
Это, кроме административного, могут быть
нормы конституционного, финансового,
гражданского, трудового и других отраслей
права. Так, при безбилетном проезде не
исполняется договор перевозки, при уклонении
от уплаты налога – нормы финансового
права. Деяние, не являющееся противоправным,
не может образовать административного
правонарушения и повлечь административную
ответственность.
Виновность
деяния означает, что оно совершенно
умышленно или по неосторожности.
Наличие вины – обязательный признак
административного правонарушения, отсутствие
вины исключает признание деяния административным
правонарушением, в том числе, при его
формальной противоправности. Например,
невменяемый гражданин нарушает правила,
установленные для пешеходов.
Административная
ответственность за деяния также
относится к безусловным признакам
административного правонарушения. Им
признается только то деяние, за которое
законодательством предусмотрена административная
ответственность. С одной стороны, административное
правонарушение- основание административной
ответственности, с другой, такая ответственность
- признак административного правонарушения,
определяющий его юридическую природу.
В установленных законодательством случаях
для признания деяния административным
правонарушением необходимо наличие причинной
связи между деянием и его неблагоприятными
последствиями в виде причинения вреда
здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например,
расточительное расходование электрической
и тепловой энергии и т.д.).
Признаки
административного
Понимание
состава административного правонарушения
необходимо для ограничения административных
правонарушений от смежных (частично совпадающих)
в ними преступлений. В законодательстве
ограничение их проводится именно по юридическим
критериям элементов их составов. В законодательстве
отсутствует понятие состава административного
правонарушения, но его содержанием обосновывается
правомерность и сущность такого понятия.
Состав административного правонарушения
– совокупность закрепленных нормативно-правовыми
актами признаков (элементов), наличие
которых может повлечь административную
ответственность.
Глава 3. Виды
административных правонарушений
Достаточно большое количество
составов административных правонарушений
содержит Особенная часть КоАП РСФСР,
однако, перечень этот далеко не исчерпывающий,
так как, во-первых, значительное число
составов административных проступков
предусмотрено в специальных нормативных
актах, а во-вторых, органы представительной
и исполнительной власти субъектов РФ
и муниципальных образований обладают
правом нормотворчества в этой сфере.
Административные
правонарушения можно разделить на три
группы:
Она подразделяется на два вида:
Правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения. Например, проведение агитации в период ее запрещения, распространение ложных сведений о кандидате, умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов, нарушение законодательства о труде и правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм, сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения и др.
И на посягающие на собственность
(такие как, нарушение права государственной
собственности на недра, воды, леса, животный
мир, самовольная добыча янтаря, мелкое
хищение государственного или общественного
имущества, уклонение от возмещения имущественного
ущерба, причиненного преступлением предприятиям,
учреждениям, организациям и т.д.)
Эта группа тоже подразделяется на 2 вида:
1 вид - это нарушения области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры. Такие как, бесхозяйственное использование земель, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах и др.
2-ой
вид - это нарушения, посягающие на общественный
порядок. К примеру: мелкое хулиганство,
распитие спиртных напитков в общественных
местах или появление в общественных местах
в пьяном виде, доведение несовершеннолетних
до состояния опьянения, азартные игры,
занятие проституцией и пр.
И, наконец:
3.
Административные правонарушения
против государства.
Здесь целых пять подгрупп. Это правонарушения:
- в области промышленности, использования тепловой и электрической энергии (расточительное расходование электрической и тепловой энергии, повреждение электрических сетей напряжением, нарушения, связанные с использованием газа, нарушение правил пользования энергией и газом в быту)
- в области дорожного хозяйства, связи и на транспорте (курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте, нарушение водителями правил дорожного движения, управление транспортными средствами в состоянии опьянения, систематические нарушения водителями правил дорожного движения, управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения, безбилетный проезд и др.
- в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (нарушение правил пользования жилыми помещениями, самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений, нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства и др.)
- в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, продажа товаров без документов, торговля с рук в неустановленных местах, нарушение правил торговли спиртными напитками, уклонение от подачи декларации о доходах и др.)
-
посягающие на установленный порядок
управления (злостное неповиновение законному
распоряжению или требованию работника
милиции или народного дружинника, проявление
неуважения к суду, самоуправство, нарушение
порядка организации и проведения собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций,
нарушение правил обучения каратэ, проживание
без паспорта или прописки, незаконное
изъятие паспортов и принятие их в залог,
контрабанда и др.)
Заключение
Конечно, в объеме реферата трудно полностью осветить такую
глубокую и обширную тему как административные правонарушения, однако, фундаментальные понятия и базовые положения в моей работе все же приведены.
Тема административного права (правонарушения и мер пресечения этих нарушений) дает нашим законодателям возможность для широкого поля деятельности, так как все развитые страны стремятся к усовершенствованию правовой системы вообще и этого крайне важного ее раздела в частности, мы можем использовать положительный опыт, накопленный иностранными юристами и законодателями принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как
правотворчество.
Используя положительный опыт не только
России, но обязательно учитывая национальные
и исторические особенности народа, мы
сможем приблизиться к совершенной модели
демократического и правового государства.
Список
использованных источников
литературы
Источники
Опубликованные
Литература
Справочные и информационные издания
Информация о работе Понятие и виды административных правонарушений