Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 13:26, доклад
Закон усыновления. Права родителей.
Кроме того, законом установлено правило, что не может быть усыновлен ребенок, не достигший совершеннолетия, но эмансипированный, поскольку такое лицо приобретает полный объем дееспособности (ст. 27 ГК РФ), а также вступивший в брак.
Имеется ряд нормативных актов, охраняющих интересы несовершеннолетних, хотя само понятие «интересы детей» законодателем не раскрыто. В действующих нормативных актов также подчеркивается необходимость учитывать интересы детей, в том числе и при усыновлении (ст. 124 СК РФ), но термин этот по-прежнему не получил легального разъяснения.
При научном толковании термина «интересы ребенка» исследователи выносят на первый план различные критерии. Однако большинство ученых придерживается мнения, согласно которому «усыновление признается отвечающим интересам усыновляемого, если в семье усыновителя имеются необходимые благоприятные условия (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье, для подготовки усыновляемого к общественно полезной деятельности и, наконец, если моральный облик усыновителя и членов его семьи отвечает требованиям общепринятой морали»[13] При этом подчеркивается, что лучшие материальные возможности не могут иметь решающего значения.[14ї Думается, что эта позиция наиболее правильно отражает цель усыновления.
Однако нельзя не остановиться на особенности содержания понятия «интерес ребенка», которое состоит в том, что интерес зачастую не осознается самим ребенком в силу возраста. Поэтому в литературе высказано мнение: «Интерес ребенка формируется самими родителями или другими взрослыми субъектами семейного правоотношения, которые должны сами определить, выявить интерес ребенка и строить поведение с учетом указанного интереса. Однако не всегда понимание взрослыми субъектами интереса ребенка соответствует его подлинному интересу»[15]. Полагаем, что это не совсем верное суждение, потому что нельзя сформировать интерес ребенка, можно лишь его постигнуть, понять, определить. Более того, интерес ребенка не есть раз и навсегда определенная категория. Содержание этого понятия меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, окружающей среды, наклонностей ребенка. Далее, поскольку ребенок живет в обществе, то его интересы должны соответствовать интересам общества. Таким образом, понятие интересы ребенка, как и понятие интереса вообще, включает в себя два элемента: объективный и субъективный. Объективный подчеркивает общественный характер личности ребенка, а субъективный - индивидуальные потребности этой личности. Такой подход к понятию интересов ребенка обеспечивает правильное решение о возможности усыновления.
В связи с тем, что в литературе встречается термин «охрана детства», возникает вопрос о соотношении категорий «интересы ребенка» и «охрана детства». Несомненно, охрана детства проводится в интересах ребенка. Поэтому целью охраны детства является создание условий, способствующих полноценному физическому и моральному развитию ребенка, т.е. указанные понятия имеют одну цель, для достижения которой используются различные средства.
Некоторые авторы придерживаются иных позиций. Например, А.М. Нечаева полагает, что данные категории различны по объему своего содержания. Под интересами несовершеннолетних она понимает условия надлежащего воспитания. Охрана детства, по ее мнению, включает в себя еще заботу о физическом развитии[16]. Однако понятие «воспитание» включает в себя заботу не только о моральном, но и физическом развитии ребенка. Поэтому только при наличии обоих условий можно говорить, что воспитание осуществляется в интересах несовершеннолетних и, следовательно, детство охраняется.
Подтверждением сказанного может служить и тот факт, что некоторые авторы употребляют термин, объединяющий указанные категории. Например, Н.С. Алексеенко пишет: «Правовая охрана интересов... - понятие объемное, широкое, она предполагает регулирование нормального поведения участников семейных отношений по воспитанию и содержанию детей».
О том важном значении, которое придает законодатель интересам несовершеннолетнего, можно судить на основании ч.1 ст. 124 СК РФ, указывающей, что усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей, а также ч.2 ст.141 СК РФ, подчеркивающей, что усыновление может быть отменено, если этого требуют интересы ребенка.
Закон не разрешает усыновлять братьев и сестер разными лицами. Это - общее правило. Позиция законодателя понятна, поскольку разлучение ребенка и без того обделенного семейным вниманием со своим братом или сестрой травмирует его психику. Однако из данного правила возможны исключения в тех случаях, когда усыновление братьев и сестер разными лицами отвечает их интересам. Подобные ситуации могут возникнуть, если дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно либо не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.
В статье 12 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, участницей которой является и Россия, сказано: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка»[17].
Такой возраст наше национальное законодательство, Семейный кодекс, в частности, определяет как 10 лет. Для того, чтобы усыновить ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо получить его согласие. Согласие ребенка не должно быть общим. Оно должно быть конкретизированным. То есть от ребенка требуется согласие на его усыновление определенным конкретным лицом. Согласие выявляется органом опеки и попечительства и оформляется в письменной форме либо отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, а также оно может быть выражено в устной форме в судебном заседании, но должно быть занесено в протокол судебного заседания (п. 25 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам)[18].
Пункт 2 статьи 132 Семейного кодекса в исключение из общего правила разрешает усыновление ребенка без его согласия, если он до подачи заявления об усыновлении усыновителями проживал в их семье, и считает их своими родителями. Законодатель разрешает усыновление без согласия ребенка, в подобных случаях руководствуясь, прежде всего, его интересами, поскольку получение согласия у ребенка означает разглашение тайны усыновления.
Для
усыновления ребенка
Разъяснения
о характере заболевания
В личном деле ребенка отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях.
Кроме того, лица, желающие усыновить ребенка, имеют право провести независимое обследование здоровья усыновляемого ребенка.
Третью группу условий усыновления составляют требования, изложенные в ст.ст. 129, 130, 131, 132, 133 СК РФ, из содержания которых усматривается, что для усыновления требуется согласие определенных лиц. Эти условия были введены КЗоБСО РСФСР 1926 года (ст.ст. 61, 62, 63) и имели большое значение при решении вопроса усыновления. «Усыновление может состояться лишь с согласия предусмотренных законом лиц: самих усыновителей; кровных родителей ребенка или лиц, заменяющих родителей; супруга усыновителя, если он не усыновляет ребенка, и, наконец, самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет»[19].
Согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, не признанных в установленном порядке недееспособными или безвестно отсутствующим, на усыновление должно быть выражено в письменной форме (ст. 129 СК РФ). Усыновление, произведенное без согласия родителей в тех случаях, когда такое согласие требовалось, может быть отменено судом по иску родителя, если суд установит, что возвращение ребенка соответствует его интересам (ст. 141 СК РФ).
Родители могут дать согласие на усыновление своего ребенка определенным лицом, либо предоставить выбор усыновителей органам опеки и попечительства. Некоторые ученые высказывали сомнения в правомерности заранее данного родителями согласия на усыновление детей, находящихся в детском учреждении. Такие опасения не обоснованы, ибо если родители отказываются от предоставленного им права воспитывать своего ребенка, то вопрос о том, кто будет его воспитывать, затрагивает в первую очередь интересы самого несовершеннолетнего. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы, например, А. Пергамент пишет: «следовало бы дать отрицательный ответ только в том случае, если было бы установлено, что такое заранее данное согласие в какой-то мере противоречит интересам ребенка, родителей или усыновителей, тем самым противоречит и закону, направленному на охрану этих лиц»[20.
Признание
родителей в установленном
Закон
не рассматривает психическую
Ошибочность этой позиции подтвердило время. Лишать ребенка семейного воспитания в надежде, что возможно когда-нибудь его родители выздоровеют или объявятся, является нарушением интересов ребенка. Более того, если кровный родитель сознательно не дает согласия на усыновление, не выполняя в то же время своих обязанностей по воспитанию ребенка, то представляется возможным усыновление без его согласия, ибо такой безмотивный отказ нарушает интересы детей.
Относительно
усыновления ребенка