Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 13:26, доклад
Закон усыновления. Права родителей.
Понятие
и условия усыновления
Усыновление как общественное явление есть одно из оснований образования семьи наряду с браком, фактическим воспитанием и рождением. Это происходит в том случае, когда одинокие мужчина или женщина усыновляют ребенка (детей). Если же ребенка усыновляют супруги, то новая семья не образуется, ребенок принимается в сложившуюся семью, основанную на браке. Различие этих двух видов усыновления видится в том, что в первом случае ребенок войдет в родственный союз усыновителя или усыновительницы, а во втором – в родственный союз обоих супругов.
Семейный кодекс РФ не содержит легального определения усыновления. Однако исходя из анализа норм семейного законодательства наиболее полное определение дано Л.М. Пчелинцевой. Итак под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.[1] При этом усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;
б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.
То есть усыновление является одновременно как правообразующим, так и правопрекращяющим юридическим фактом.[2]
О
преимуществах семейного
Постоянный характер отношений по усыновлению, а также возложение в результате этого акта определенных обязанностей как на усыновителя, так и на усыновленного, обязывает предъявлять известные требования не только к названным лицам, но и к другим лицам, а также к порядку усыновления. Все требования, необходимые для усыновления, можно разделить на несколько групп:
а) предъявляемые к усыновителям,
б) относящиеся к усыновляемому ребенку,
в) предъявляемые к третьим лицам.
Основной принцип, из которого исходит законодатель в своих требованиях к личности усыновителя, - это его способность осуществлять надлежащее воспитание и содержание ребенка В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве усыновителей могут выступать лица обоего пола, достигшие совершеннолетия.
Усыновление носит строго добровольный характер. Только по желанию самого усыновителя может быть принято решение об усыновлении, с соблюдением установленных законом правил. Согласно требованиям действующего законодательства усыновителем может быть любое дееспособное лицо, которое не включено в перечень, содержащийся в ст. 127 СК РФ. Условие о возрасте усыновителя за время существования данного института претерпело существенные изменения. В России усыновителю должно было быть не менее 30 лет, и он должен быть старше усыновленного на 18 лет (ст.146 Законов гражданских). «Во всех этих требованиях относительно возраста сказывается то же желание, как и в римском праве «подражать природе»[4].
В юридической литературе высказывались мнения о необходимости установления разницы в возрасте усыновителя и усыновленного. Например, Н.М. Ершова пишет: «Практика органов опеки и попечительства, судебных органов показывает, что в интересах детей возраст желающих усыновить ребенка должен быть ограничен. Жизнь показала, что когда усыновителями маленьких детей оказываются престарелые люди, ничего хорошего из усыновления не получается. Иногда желающие усыновить ребенка не учитывают своего возраста и в полной мере не осознают всей ответственности и трудностей, которые их ждут»[5]. При этом подчеркивалось, что “при естественной разнице в летах легче наладить отношения о детьми”[6].
Однако с данным мнением согласиться нельзя, так как бывают различные ситуации и ограничение возможности усыновления разницей в возрасте усыновителя и усыновленного не будет способствовать обеспечению интересов детей. Да и сами высказывания о разнице в летах настолько неодинаковы, что подтверждают правильность изложенного. Конечно, в некоторых случаях разницу в возрасте следует все же принимать во внимание. Например, если тридцатилетний мужчина удочеряет шестнадцатилетнюю девушку, то органам опеки и попечительства при разрешении данного акта следует учесть и этот момент. Но возводить в закон обязательную разницу возраста с точностью до одного года, пожалуй, нецелесообразно.
Однако наш законодатель, в целях обеспечения выполнения усыновителем своих родительских обязанностей, установил разницу в возрасте не менее шестнадцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным (кроме случаев усыновления ребенка отчимом или мачехой (п. 2 ст. 128 СК РФ)).
Не могут быть усыновителями лица, получившие полный объем дееспособности до достижения 18 лет в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ), лица, которые заключили брак в силу п.2 ст 13 СК РФ, то есть статью 127 Семейного кодекса необходимо толковать буквально. Об этом говорится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №9 от 4 июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[7].
Кроме того, не могут быть усыновителями:
• лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;
• лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
• лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
•
лица, не имеющие постоянного места
жительства, а также жилого помещения,
отвечающего установленным
• лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данными заболеваниями являются:
• туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации 1,2, 5 групп диспансерного учета;
• заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
• злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
• наркомания, токсикомания, алкоголизм;
• инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
• психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
• все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.[8]
Для установления состояния здоровья кандидату в усыновители необходимо пройти медицинское освидетельствование[9]. Освидетельствование проходят в государственных учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации по месту жительства кандидата. К государственным учреждениям относятся территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения (отделения), специализированные диспансеры (отделения) системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. О результатах проведенного освидетельствования указывается в медицинском заключении. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки) подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. О проведении освидетельствования делается запись в медицинской карте амбулаторного больного. Цель освидетельствования не указывается для сохранения тайны усыновления. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течении трех месяцев.
Лишение лица дееспособности, ограничение в дееспособности, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отмена усыновления по вине лица, бывшего усыновителем, отстранение лица от исполнения обязанностей опекуна вследствие ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей, наличие у лица судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан подтверждаются судебными решениями[10]. Сведения о доходе лица, желающего стать усыновителем, содержатся в справке с места работы о должностном окладе. Факт наличия жилой площади подтверждают документы на право пользования или право владения жилым помещением.
Даже если кандидат в усыновители удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в статьях 127 и 128 Семейного кодекса Российской Федерации, это не означает, что суд вынесет решение в его пользу. Пленум Верховного Суда в Постановлении №9 от 4июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»[11] указывает «При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту)». Кроме того, помимо состояния здоровья усыновителя суд принимает во внимание и состояние здоровья проживающих с ним членов семьи; сложившиеся между ними взаимоотношения; отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Пленум Верховного Суда поясняет, что вышеперечисленные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними липами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
Если одного и того же ребенка хотят усыновить несколько лиц, то предпочтение отдается родственникам усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК РФ), но с соблюдением требований, предъявляемых к усыновителям (п. 1 и 2 ст. 127 СК РФ) и интересов ребенка. Законодатель стоит на такой позиции потому, что между родственниками и усыновляемым ребенком легче создать семейные доверительные отношения. Эта норма вобрала в себя опыт сложившейся практики усыновления, поскольку была внесена в качестве дополнения к новому Семейному кодексу. Поэтому есть все основания сказать, что подобное положение имеет жизненную основу.
Усыновить ребенка могут как супруги, так и отдельные граждане (например, отчим или мачеха). Не могут одновременно усыновить ребенка лица одного пола или разного пола, но не состоящие между собой в браке (например, две сестры, дедушка ребенка и его тетка).
Требования, предъявляемые к усыновляемому, составляют вторую группу условий усыновления. В законе нет указания, о какого возраста можно усыновлять. Практика допускает усыновление ребенка с момента его рождения. Это не только не противоречит закону, но и, наоборот, способствует достижению главной цели усыновления - обеспечение интересов детей.
Статья 124 Семейного кодекса, дополненная и измененная Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года[12], акцентирует внимание на необходимость учета этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности преемственности в воспитании и образовании, а также возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное воспитание. Данные изменения, несомненно связаны с реагированием Государственной Думы на печальный опыт усыновления детей как отечественными гражданами, так иностранцами.
Усыновление возможно только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Указывая на то, что усыновленным может быть только несовершеннолетний, законодатель установил максимальный возраст – до 18 лет. Это правило возражений не вызывает, ибо по достижению совершеннолетия утрачивается цель усыновления – создание детям, лишившимся родительского попечения, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Однако, как отмечалось выше, такое положение существовало не всегда, в различные периоды развития общества менялись цели и задачи института усыновления.