Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование понятия и состава административного правонарушения (проступка).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие административного правонарушения (проступка); охарактеризовать признаки административного правонарушения (проступка).
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика административного правонарушения (проступка)………5
1.1. Понятие административного правонарушения, юридические признаки его характеризующие…………………………………………………………………5
1.2. Состав административного проступка.…………………………………………12
Глава 2. Характеристика административных наказаний…………………………..17
2.1. Понятие и цели административного наказания…………………………………...17
2.2. Виды административных наказаний и их применение………………………..19
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………..34
Признаками административных проступков выступают: противоправность, виновность, общественная опасность, наказуемость.
Под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:
- объект правонарушения - общественные отношения, на которые посягает деяние (виды правоохраняемых общественных отношений указаны в заголовках гл. 5 - 21 КоАП РФ);
- объективная сторона правонарушения - конкретная разновидность противоправного деяния (действия или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично-правовым) интересам, охраняемым КоАП РФ (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы);
- субъект правонарушения - вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также юридическое лицо. В соответствии с КоАП РФ субъектами проступков могут быть должностные лица либо граждане, не наделенные правомочиями должностного лица (ст. 2.4 КоАП РФ);
- субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение лица к деянию и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности. КоАП РФ исключает объективное вменение - административную ответственность за невиновное причинение вреда.
Отличие проступков кроется в объекте нарушений. В результате гражданских проступков (деликтов) причиняется неправомерными действиями вред личности или имуществу гражданина, а также организации: происходит неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д.
Отличие административного правонарушения и гражданского правонарушения от дисциплинарного проступка в том, что они влекут за собой такие специфические последствиям как возможность привлечения к ответственности не только физическое лицо, но и юридическое.
Разграничение между изучаемыми проступками лежит также в привлечения к административной, дисциплинарной и гражданской ответственности. Возможностью разрешать дела об административных правонарушениях предоставлена определенным административно-юрисдикционным органам. Их полномочия перечислены в соответствующих статьях КоАП РФ, что не сделано для гражданских правонарушений и дисциплинарных проступков.
Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении компетентными органами административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Понятие административного наказания содержится в ст. 3.1 КоАП РФ и предполагает установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяемую в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.
Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.
Нормативные акты
1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // российская газета. – 25.12.1993. - № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 02.07.2005) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
3. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. – 6.08.1998. - N 148-149.
4. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -29 января 1996. -N 5. -Ст. 410.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.06.1996. - № 25. - Ст.2954.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.11.1995. - N 47. - Ст. 4471.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. -№ 238-239.
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. – 10.08.2001. - N 153.
Литература
9. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. - М.: Статут, 2004.
10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М.: ООО «ТК Велби», 2005.
11. Имамов М.М. Виды наказаний и принципы формирования их системы: Автореферат диссер. к.ю.н. Казань, 2004.
12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2006.
13. Козлов Ю. М. Административное право. Учебник. – М.: Юрист, 2005.
14. Кудрявцева И.А., Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Консультант бухгалтера. - 2002. - № 5.
15. Макарейко Н.В. Административное право. - М.: Юрайт, 2004.
16. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах) / Под ред. А.Б. Агапова. -М.: Статут, 2004.
[1] Административный проступок и административное правонарушение это синонимы, поэтому мы употребляем их в равнозначных значениях.
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 02.07.2005) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
[3] Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. - М.: Статут, 2004. - С.62.
[4] Макарейко Н.В. Административное право. - М.: Юрайт, 2004. - С.163.
[5] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. – 6.08.1998. - N 148-149.
[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.06.1996. - № 25. - Ст.2954.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. -№ 238-239.
[8] Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -29 января 1996. -N 5. -Ст. 410.
[9] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.11.1995. - N 47. - Ст. 4471.
[10] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ // Российская газета. – 4.02.1997. - N 23.
[11] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С.71.
[12] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. – 10.08.2001. - N 153.
[13] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2006. – С.70.
[14] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов, 2003. С. 45.
[15] Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003. С. 26.
[16] Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М., 2005. С. 39.
[17] Работа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Российской Федерации в первом полугодии 2003 года // Российская юстиция. 2004. № 1. С. 7.
[18] Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб., 2002. С. 91.
[19] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М, 2002. С. 96.
[20] Собрание законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 1937.
[21] Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 46. Ст. 4437; 2004. № 25. Ст. 3607.
[22] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э.Н. Ренова. – М., 2002. С. 79.
[23] Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. – М., 1999. С. 73.
[24] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. А.А. Николаева. В 2-х т. Т. 1. – М., 2003. С. 27.
Информация о работе Понятие и состав административного правонарушения