Санкт
– Петербургский государственный
университет
аэрокосмического
приборостроения
заочная
форма обучения
Контрольная
работа по дисциплине
«Административно-процессуальное
право»
на
тему: «Понятие и принципы
административно-процессуального
права».
Студентка: Курченкова Т.И.
Группа: 96-62 Курс:
6
Санкт-Петербург
– 2011г.
Содержание
Введение
1. Понятие
административного процесса.
2. Принципы
административного процесса.
Заключение
Литература
Введение
Проблемы
процессуального регулирования
нормативно-правовых актов и материальных
административно-правовых норм, регулирующих
отношения в реализации государственной
исполнительной власти, приобретают
сейчас особую практическую актуальность.
Во многих законах и нормативно-правовых
актах не предусмотрен или недостаточно
четко прописан порядок и механизм
их реализации. В целях проведения
правовой реформы в России и упорядочения
административно-правового регулирования
не уделяется внимания расширению его
процессуальной формы и серьезному
подходу к выработке концепции
административно-процессуального законодательства.
Административный
процесс как правовая форма управленческой
деятельности органов исполнительной
власти в России базируется на принципах
государственного управления, закрепленных
в Конституции РФ.
Административный
процесс связан с юридическим
разрешением индивидуально-конкретных
дел в сфере государственного
управления и базируется на основе
принципов, определяющих основы процессуальной
деятельности, характерной для гражданского,
административного, уголовного и других
видов процесса.
Целью
данного реферативного исследования
являлется раскрытие принципов административного
процесса.
1. Понятие административного процесса
Юридический
процесс - это урегулированный процессуальными
нормами порядок деятельности компетентных
государственных органов, состоящий
в подготовке, принятии и документальном
закреплении юридических решений
общего или индивидуального характера.1
Для характеристики юридического процесса
первостепенное значение имеет категория
правовой формы деятельности. Форма - это
правовая конструкция нормативного упорядочивания
деятельности и соответствующих документов.
Соответственно
этому, следует выделять такие признаки
юридического процесса, как: организационная
форма деятельности, которая всегда
связана с разбирательством (рассмотрением)
юридического дела: правонарушения, спора
о праве, жалобы. Юридическая значимость
таких жизненных обстоятельств
состоит в том, что они предусмотрены
законом и непременно вызывают, необходимость
соответствующей юридической квалификации.
Так ст. 8 УК РФ, определяет, основанием
уголовной ответственности является
совершение деяния, содержащего все
признаки состава преступления, предусмотренного
настоящим Кодексом.
Юридический
процесс - это форма деятельности,
осуществляется исключительно уполномоченными
на то органами государства, должностными
лицами и иными субъектами. Конкретный
состав, объем полномочий участников
правовой формы деятельности четко
фиксируются соответствующим законом,
в котором точно закреплено, кто
может быть субъектом этой деятельности,
что он должен делать и каким образом
осуществлять свои служебные функции.2
Например, ст. 118 Конституции РФ определяет,
что правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом, посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Следовательно,
никакой другой орган государства осуществлять
какие-либо судебные функции не правомочен.
Юридический
процесс всегда выражается в совершении
непосредственно операций с нормами
права (материальными и процессуальными).
Само совершение операций с нормами
права выражается в интеллектуальной
деятельности по выбору и анализу
нормативного предписания, установлению
его смысла с единственной целью
- найти тождество между предписанием
нормы права и делом, подлежащим
рассмотрению. 3Важно отметить, что
операции, которые в юрисдикционной форме
деятельности совершаются с нормами процессуального
права, должны быть отработаны как профессиональный
навык, а сама степень их совершения соответственно
определяет уровень квалификации должностных
лиц, их профессиональное мастерство.
Результаты
юридического процесса всегда закрепляются
в соответствующих процессуальных
документах, имеющих официальный
характер и установленную законом
форму. Официальный характер процессуальных
документов выражается не только в
том, что они оформляются - уполномоченными
на то субъектами, но и в том, что
природа этих документов, их структура
и реквизиты закреплены в законе.
Процессуальные документы выполняют
самые различные функции. Наиболее
существенное их значение состоит в
том, что они выполняют роль своеобразных
юридических фактов, определяющих все
движение разбирательства юридического
дела с момента его поступления в производство
до окончательного установления юридических
последствий. Например, постановление
Государственной Думы о принятии проекта
закона в первом чтении, что позволяет
перейти ко второму чтению.
Правовая
форма деятельности, и, прежде всего,
ее юрисдикционная разновидность, в силу
своей особой социальной остроты нуждаются
в установлении и обеспечении целым рядом
гарантий. Наиболее существенным является
то, что юрисдикционная форма деятельности
урегулирована системой процессуального
законодательства. Содержащиеся в процессуальном
законодательстве нормы права регулируют
все процессуальные действия всех участников
процесса независимо от их правового положения.
Но всё же основная функция процессуальных
норм состоит в том, чтобы создать атмосферу
наибольшего благоприятствования непосредственно
заинтересованным участникам: истцу, потерпевшему,
ответчику и т.д. В отношении участников-организаторов,
процесса, т.е. субъектов, выполняющих
свои служебные функции, назначение норм
процессуального права состоит в обеспечении
оптимальности действий и эффективности
получения юридических результатов. Отсюда
понятна и общая природа, а также назначение
процессуального права: оно производно
от материального и обслуживает потребность
эффективной реализации последнего. Таким
образом, правовой форме деятельности
свойственна, как правило, четкая и всесторонняя
регламентация. 4
Правовая
форма деятельности непосредственно
связана с необходимостью использования
различных методов и средств
юридической техники. Для получения
достоверных выводов по рассматриваемому
делу и для обоснования принимаемого
решения в юрисдикционной деятельности
всегда приходится устанавливать соответствующие
данные и обстоятельства дела, т.е. искать
и доказывать истину. Самым эффективным
способом добывания истины по делу располагает
такая отрасль юридической практики, как
криминалистика со всеми своими частями:
методикой, техникой и тактикой.
Думается,
что такие опасения являются излишними,
ибо процессуальный порядок направлен
не на применение, а на обеспечение
реализации материальных норм.
КоАП
- не единственный правовой акт, регламентирующий
отношения в области административно-процессуальной
деятельности. По ряду вопросов подобного
характера принимались законы Российской
Федерации, постановления федерального
Правительства. Так же действуют Таможенный
кодекс Российской Федерации (2003г.), содержащий
правовые нормы, регламентирующие производство
по делам о нарушении таможенных правил
с учетом их специфики, подчас более детально,
чем КоАП; Федеральный закон "Об исполнительном
производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ., посвященный
механизму исполнения судебных актов
и актов других органов; Земельный кодекс
от 25.10.2001 N 136-ФЗ, принятый Государственной
Думой и регулирующий земельный процесс,
и т.п.
Основные
особенности административного
процесса заключаются в том, что
он является: а) специфическим способом
осуществления исполнительной власти;
б) динамическим понятием, ибо деятельность
исполнительной власти реализуется
в определенной последовательности;
в) исключительно юридической деятельностью,
урегулированной процессуальными
нормами; г) деятельностью, с помощью
которой и достигается юридический
результат. 5
Выделим
следующие признаки административного
процесса.
1.
Административный процесс - вид
юридического процесса, обладающий
властным характером деятельности; регламентацией
процессуальными нормами; направлен на
достижение юридических результатов и
оформлен в документах.
2.
Административный процесс представляет
собой часть управленческой деятельности,
подлежащей правовой регламентации.
Общность между управленческой
деятельностью и административным
процессом выражается в реализации
одними и теми же государственными
органами системы исполнительной
власти.
3.
Административный процесс - это
нормативно установленная форма
упорядочения правовых документов,
где раскрываются все особенности
органов исполнительной власти: их многообразие
и многочисленность; реализация, помимо
федеральных законов, законов субъектов
Федерации, актов исполнительной власти.
5.
Административный процесс подразумевает
процесс рассмотрения индивидуальных
дел не только административно-правового
характера, но и других отраслей
права. Административный процесс
обслуживает нормы финансового,
земельного и других отраслей
права.
6.
Административный процесс обслуживает
нормы других отраслей права,
за исключением конституционного
и уголовного.
По
стадиям административные производства
разделяются на: 1) административное
расследование (проверка жалобы, анализ
правового акта); 2) принятие акта (решения,
постановления); 3) стадия исполнения; 4)
производство по жалобам.
Любая
юридическая процедура строится
исходя из общих начал, принципов
юридического процесса, соразмеряя степень
их проявления в зависимости от особенностей
регулируемых отношений. К юридическому
процессу должна относиться любая правовая
процедура. Юридический процесс
определяется комплексом всех возможных
процедур, производств, все процессуальные
проявления в праве. Юридический
процесс - это собирательное научное
понятие; процессуальное право - наука,
изучающая юридический процесс.
6
2.
Принципы административного процесса
Общие
принципы юридического процесса:
1)
принцип законности, сочетающийся
с безусловным соблюдением естественных
и неотъемлемых прав личности;
2)
принцип исключительного действия
закона в процессуальной сфере
при соблюдении приоритета положений
Конституции Российской Федерации
и международноправовых актов;
3)
принцип существования особых
механизмов формирования процессуального
законодательства для отражения
в нем интересов всех социальных
групп населения с целью достижения
социального компромисса;
4)
принцип действия конституционного
судебного контроля в процессуальной
сфере;
5)
принцип взаимной ответственности
государства и личности за
нарушение норм процессуального
права;
6)
принцип процессуальной справедливости;
7)
принцип недопустимости классовой
и групповой обусловленности
норм процессуального права;
8)
принцип процессуального равенства;
9)
принцип гласности процесса.
Родовые
принципы юридического процесса