Понятие и основные черты договора продажи недвижимости в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Источник права в материальном смысле - сложившие¬ся в обществе объективные экономические условия жизни.
Термин «источник права» имеет несколько значений.
Источники права в формальном смысле - нормативные правовые акты, которые приняты в установленном порядке и закрепляют, изменяют или прекращают нормы земельно¬го права.

Работа содержит 1 файл

ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, которые охватыва­ются предметом гражданского права. В главе 17 «Вещные права на недвижимое имущество» устанавливаются такие вещные права на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участ­ком, право постоянного пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участ­ком (земельный сервитут).

Ряд норм, направленных на урегулирование в том числе и земельных отношений, содержат Кодекс Республики Бе­ларусь об административных правонарушениях и Уго­ловный кодекс Республики Беларусь.

В систему источников земельного права входят много­численные законы, принятые до введения в действие Ко­декса о земле. Это значительно усложняет применение и использование норм земельного законодательства. До при­ведения законодательства Республики Беларусь в соответ­ствие с Кодексом действующие акты земельного законода­тельства применяются в части, не противоречащей Кодек­су, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

§ 7. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

К подзаконным актам относятся: нормативные право­вые акты Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела­русь), Генерального прокурора Республики Беларусь; нор­мативные правовые акты министерств, иных республикан­ских органов государственного управления Республики Бе­ларусь и Национального банка Республики Беларусь; нор­мативные правовые акты местных Советов депутатов, ис­полнительных и распорядительных органов.

Постановлениями Правительства Республики Беларусь утверждены:

♦             Основные направления землеустройства в Респу­блике Беларусь (от 15 июня 1991 г.);

♦             Порядок определения потерь сельскохозяйст­венного производства, подлежащих возмещению (от 8 сен­тября 1999 г.);

Правительство Республики Беларусь:

•                 постановлением от 7 октября 1993 г. № 679[7] впер­вые утвердило нормативные цены на земли, передаваемые в частную собственность граждан;

•                 постановлением от 4 ноября 1993 г. № 754 «О по­рядке выкупа земельных участков»[8] - порядок выкупа зе­мельных участков;

•                 постановлением от 27 декабря 1999 г. № 2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком - до­кументов, удостоверяющих права на земельные участки, государственных актов на земельные участки и удостове­рений на право временного пользования землей.

В числе подзаконных нормативных актов - норматив­ные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Бела­русь, Национального банка Республики Беларусь. Они при­нимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Принимаемые этими органами иные нормативные пра­вовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) ут­верждаются постановлениями или приказами. Они издают­ся только в случаях и пределах, предусмотренных Консти­туцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Рес­публики Беларусь, положениями о соответствующих орга­нах, а также нормативными правовыми актами Совета Ми­нистров Республики Беларусь.

Среди положительных моментов, характеризующих сущность ведомственного нормотворчества, в юридической литературе называются гибкость, оперативность, непосред­ственность общения управляющего с управляемыми, воз­можность быстрого сообщения адресатам и внесения до­полнительных деталей в механизм действия реализуемых норм. Вместе с тем ведомственному нормотворчеству при­сущи такие отрицательные черты, как узость, односторон­ность, амбициозность, преобладание целесообразности над законностью и некоторые другие[9].

Нормативные правовые акты министерств, иных рес­публиканских органов государственного управления на­правляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

К ним обязательно приложить заключение Министерст­ва юстиции Республики Беларусь, принятое по результатам юридической экспертизы.

Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (ст. 60 Закона «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь»),

Так, например, приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь от 1 апреля 1996 г. № 47 утверждена Инструкция по технической инвен­таризации и правовой регистрации дач (садовых домиков)[10].

Значительная роль в издании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, принадлежит Государственному Комитету по землеустройству, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Бела­русь. В последние годы им принят ряд нормативных право­вых актов:

♦              Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связан­ных с нарушением земель (1999 г.);

♦              Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведением геологоразведочных, строительных и других работ (1997 г.);

Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ в Республи­ке Беларусь (1999 г.);

♦              Положение о методике проведения оценки стоимо­сти земельных участков, подлежащих декларированию (1998 г.);

♦              Положение об экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контроле за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ (1998 г.) и др.

Среди подзаконных нормативных актов, направленных на урегулирование земельных отношений, - нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправле­ния. На основании действующего законодательства они при­нимают решения, имеющие обязательную силу на соответ­ствующей территории. Чаще всего такие правовые акты кон­кретизируют положения действующего законодательства в области планирования территорий, землепользования и зем­леустройства, организации рационального использования земель нареленных пунктов, их застройки, охраны земель.

В качестве источников земельного права особое место за­нимают международные договоры. Республика Беларусь при­знает приоритет общепризнанных принципов международно­го права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Нормы земельного права, содержащиеся в международ­ных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь земельного законодательства. Они подлежат не­посредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения та­ких норм требуется издание внутригосударственного нор­мативного правового акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Нормы земельного права, содержащиеся в международ­ных договорах Республики Беларусь, не вступивших в си­лу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международ­ных договорах (ч. 2 ст. 161 Кодекса о земле).

Международные договоры имеют приоритет перед на­циональным законодательством в случае коллизии между ними.

В юридической литературе отмечается, что к источни­кам земельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической стой обычаи'.

Определенную роль в урегулировании вопросов плани­ровки, застройки и использования земель играют государ­ственные стандарты, строительные нормы и правша.

 

 

 

             

16



[1] 

 

[2] 

 

[3] 

 

[4] 

 

[5] 

 

[6] 

 

[7]              СЗ Республики Беларусь. 1993. № 28. Ст. 555.

[8]              Там же. 1993. № 31. Ст. 621.

[9] 

 

[10] 

 


Информация о работе Понятие и основные черты договора продажи недвижимости в Республики Беларусь