Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, реферат
Цель нашей работы в полном объеме и всесторонне рассмотреть государственные должности в системе государственной службы.
Введение
В общественно полезной деятельности людей можно выделить ряд основных типов:
1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;
2) духовное производство;
3) служба в государственных, муниципальных, общественных, религиозных, международных и иных организациях;
4) учеба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путем);
5) ведение домашнего хозяйства;
6) физическое и духовное самосовершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);
7) безвозмездная
общественно полезная
8) предпринимательство.
Слово «служба» многозначно: под ней понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба судебных приставов, федеральная налоговая служба). Для целей изучаемой темы служба рассматривается как один из видов платной общественно полезной деятельности, суть которой заключается в управлении, обслуживании его (делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном социально-культурном обслуживании людей.
Государственная служба важнейшая разновидность службы. Ее основные особенности:
- систематически осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий;
- эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службы в органах государственной власти, войсках, правоохранительных организациях (воинских формированиях, службе охраны Президента, специальных учреждениях МВД, отрядах милиции и др.)
- расходы по этой деятельности (в том, числе оплата труда лиц, ее осуществляющих) производится (финансируется) из государственного бюджета Российской Федерации или ее субъекта.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дано определение государственной службы.
Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, ее органов, субъектов Российской Федерации и их органов.
Государственная служба — важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений1.
Внимательное
изучение правовых актов позволяет
сделать вывод о наличии четыре
-законность,
-демократизм,
-профессионализм,
-социально-правовая защищенность служащих.
______________________________
1 Овсянко Д.М Государственная служба Российской Федерации.: учебное пособие.-М.: Эксмо, 200.-116 с.
Законность и демократизм- общие принципы организации и функционирования исполнительной власти. Которые своеобразно проявляются в организации государственной службы, а профессионализм и социальная защищенность служащих – это ее специфические принципы.
Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности.
Государственный механизм без персонала представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов исполнительной власти, судов, прокуратуры и иных органов государства. Кроме того на службе у государства находятся солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований.
Полномочия государственных органов, задачи, стоящее перед государством, исполняют и решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих. Отсюда понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений ее деятельности, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы госслужащих и т.д. Некоторые ученые за рубежом даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности2.
______________________________
2 Атаманчук Г.В Сущность государственной
службы: история,теория,практика/Г.В.
Должность- это комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация административных функций и правообязанностей, четкое разделение труда в администрации, индивидуализация ответственности служащих.
Должность- это прежде всего служебные обязанности. Во исполнение которых должны производиться служебные действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, оплачивает для достижения служебных целей.
В соответствии с существующими типами службы все должности можно разбить на должности в:
-частных;
-муниципальных;
-российских государственных организациях;
-иных государствах;
-международных организациях.
В РФ существует несколько видов должностей в государственных организациях:
-должности в государственных предприятиях и учреждениях;
-должности технических
исполнителей в
-государственные должности;
-должности государственной службы.
Необходимо различать государственные должности и должности государственной службы.
К государственным в Российской Федерации относятся:
1) государственные должности,
установленные Конституцией РФ,
федеральными законами для
2) государственные должности
субъектов Федерации,
Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией Российской Федерации, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными их законами.
Группа государственных должностей (Российской Федерации, ее субъектов) немногочисленна. Должности государственной службы делятся на должности федеральной службы и должности службы субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими субъектов Федерации.
По содержанию службы различают должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.
Названным Федеральным законом предусмотрено создание реестров должностей государственной службы.
Реестр должностей
федеральной государственной
1-перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;
2-перечня типовых воинских должностей;
3-перечня должностей правоохранительной службы.
Все три названных перечня утверждаются Президентом РФ.
Реестр должностей государственной службы субъекта РФ утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.
Итак, должность государственной службы- это:
1) низовая структурная единица государственного механизма (его органов, воинских частей, омонов и т.д.);
2) устойчивый комплекс обязанностей и прав;
3) учреждаемая компетентным государственным органом;
4) для осуществления государственных функций;
5) занимаемая одним лицом;
6) замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;
7) имеющая определенное название и включённая в реестр государственной службы;
8) содержание которой (в том числе оплата труда государственного служащего) финансируется из государственного бюджета России или ее субъекта3.
______________________________
3 Государственное управление: основы теории и организации: чебник под ред. В.А.Козбаненко.-М.:Инфра-М, 2002.-416 с.
Служащий — это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятель-
ность либо социально-культурное обслуживание за плату (врач, учитель, библиотекарь и т.д.).
Закономерные для каждой страны увеличение объема организационной деятельности, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и многое другое влечет непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, так как в связи с механизацией физического труда растет их удельный вес в общей численности работающих.
Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда (службы) состоит в том, что они:
— обладают особым предметом труда — информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию (исключение — служащие строевых подразделений);
— воздействуют на людей, обслуживают, охраняют их;
— непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;
— как правило, заняты умственным трудом;
— работают возмездно, получая заработную плату;
— занимают должности в легальных организациях, работают на профессиональной основе;
— работают в «чужих интересах», т.е. выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их труд.
По последнему признаку можно различать служащих следующих организаций:
— государственных;
— муниципальных;
— частных;
— международных;
— других государств.
Государственные служащие организуют или непосредственно осуществляют государственные функции, распоряжаются материальными, природными, кадровыми и другими государственными ресурсами, используют принудительную мощь государства. От их профессионализма, добросовестности, организационных способностей, моральных качеств во многом зависят итоги государственной деятельности, развитие страны, безопасность, реализация и защита прав граждан.
Классификация государственных служащих:
В научной литературе значительное внимание уделяется проблеме классификации государственных служащих. Их многотысячный отряд включает в себя людей, обладающих разными свойствами. Для социологов, политологов, демографов, медиков большое значение имеет деление служащих по полу, национальности, возрасту, компетентности и т.д.
Представляется, что для получения знаний, полезных для науки административного права, при исследовании этого вопроса нужно учесть прежде всего два обстоятельства. Во-первых, основное внимание должно быть уделено классификации должностей, т.е. юридическому, а не демографическому аспекту государственной службы. Во-вторых, следует различать разные виды службы, между которыми немало правовых отличий.
Федеральным законом «О системе государственной службы в Российской Федерации», принятым в 2003 году, впервые в нашей стране законодательно закреплена система государственной службы, которая включает в себя три ее вида:
государственная гражданская служба;