Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.
Целью работы является раскрытие сущности административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
опрелено понятие норм административного права и их сущность;
раскрыты особенности административно-правовых норм;
- выявлены структура и виды норм административного права;
- определено действие административно-правовых норм.
Объектом исследования в работе являются непосредственно сами административно-правовые нормы.
Введение..............................................................................................................................1
Глава 1 Административно-правовые нормы, их понятие и особенности............
1.1 Понятие «администравтивно-правовых норм» и их сущность....................
1.2 Особенности норм административного парва...............................................
Глава 2 Структура и виды норм административного права..........................................
2.1Структура аминистративно-правовых норм.....................................................
2.2 Виды норм административного права...........................................................
Глава 3 Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и
по кругу лиц...........................................................................................................................
Заключение..............................................................................................................................
Список использованной литературы
Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.
Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу —административно-процедурные нормы.
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.
Важное
значение имеет классификация
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно не может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование в своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений.
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п.
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
Административно-правовые
нормы дозволительного
Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.
Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и п.).
Если
адресатом административно-
Вместе с тем в подобных случаях нет свободы усмотрения, которая характерна для поведения гражданина под воздействием дозволительных норм. Исполнительный орган (должностное лицо) поставлен в более строгие рамки: на него возложены определенные обязанности, для реализации которых ему даны определенные полномочия (права); использование этих полномочий одновременно является его юридической обязанностью, уклониться от выполнения которой он не вправе. У него нет свободы в выборе варианта поведения, которая есть у гражданина. Но у него есть то, что обычно квалифицируется как административное усмотрение. Под ним понимается проявление инициативы уполномоченным работником исполнительного аппарата при выборе средств реализации своей компетенции в пределах условий, предусмотренных административно-правовой нормой;
в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;
г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д)
отдельные стороны
е) административно-правовой статус граждан.9
С
учетом федеративного устройства России
административно-правовые нормы по
своему масштабу подразделяются на
общефедральные, а также устанавливаемые
субъектами федерации (республиканские,
территориальные или региональные и т.п.).
По объему регулирования административно-правовые
нормы могут быть общими, межотраслевыми,
отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые
нормы могут иметь либо внутрисистемный
(их юридическая сила распространяется
на нижестоящие звенья механизма исполнительной
власти), либо общеобязательный характер.
В последнем случае их действие охватывает
все виды участников регулируемых управленческих
отношений.
Глава 3. Действие норм административного права
Действие норм административного права в пространстве, во времени и по кругу лиц – это проблема, связанная с тем аспектом, который направлен на реализацию этой нормы. Исполнение административно-правовых норм есть точное следование участников регулируемых отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы.
По
времени – административно-
Законную
силу административно-правовые нормы
приобретают с момента
Принципиальное значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции РФ 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Действие административно-правовых норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Административно-правовые нормы действуют на территории РФ и за ее пределами (на морских и воздушных судах, территории посольств и других представительств). Различают общероссийские, действующие в пределах субъектов Российской Федерации, местные правовые акты, межтерриториальные (специальные) и распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы. К этой позиции можно добавить, что в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств). Это имеет место, когда речь идет о выходе их за государственные границы РФ (например, Положение о Посольстве Российской Федерации и статусе граждан, находящихся в зарубежных странах). Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями.
В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.
По
субъектам регулирования
Информация о работе Понятие «администравтивно-правовых норм» и их сущность