Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.
Целью работы является раскрытие сущности административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
опрелено понятие норм административного права и их сущность;
раскрыты особенности административно-правовых норм;
- выявлены структура и виды норм административного права;
- определено действие административно-правовых норм.
Объектом исследования в работе являются непосредственно сами административно-правовые нормы.
Введение..............................................................................................................................1
Глава 1 Административно-правовые нормы, их понятие и особенности............
1.1 Понятие «администравтивно-правовых норм» и их сущность....................
1.2 Особенности норм административного парва...............................................
Глава 2 Структура и виды норм административного права..........................................
2.1Структура аминистративно-правовых норм.....................................................
2.2 Виды норм административного права...........................................................
Глава 3 Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и
по кругу лиц...........................................................................................................................
Заключение..............................................................................................................................
Список использованной литературы
Содержание
Введение..................
Глава 1 Административно-правовые нормы, их понятие и особенности............
Глава
2 Структура и виды норм административного
права.........................
2.1Структура
аминистративно-правовых норм..
2.2 Виды норм административного права.........................
Глава 3 Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и
по
кругу лиц.....................
Заключение................
Список
использованной литературы....................
Введение.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Юридическая норма - первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления.
Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.
Административно-правовые нормы являются одними из важнейших норм в праве, т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и с обществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства, взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнение последними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно в административно-правовых нормах. Административно-правовые нормы - неотъемлемая часть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающих государственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального, полноценного функционирования общества и государства в целом. Существует множество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.
Цель
курсовой работы - показать все многообразие
административно-правовых норм, способность
государства реализовать на практике
и выявить некоторые проблемы,
связанные с действием и
Целью работы является раскрытие сущности административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- выявлены структура и виды норм административного права;
-
определено действие
Объектом
исследования в работе являются непосредственно
сами административно-правовые нормы.
Глава 1. Понятие, сущность и особенности административно-правовых норм.
Нормы права по своему юридическому содержанию представляют определенные правила поведения, устанавливаемые государством. Их соблюдение гарантируется различными средствами также государственного характера (организационные, стимулирующие, разъяснительные меры). При их несоблюдении могут использоваться меры государственного принуждения, в том числе и юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная). В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих общественных отношений. Норма права – это:
· признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
· общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.
Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:
·
согласованности –
· соподчинении – моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы.
Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует определенный способ правового регулирования.
Правовое регулирование управленческих общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы возможного, должного и обязательного поведения их участников в сфере государственного управления. В них получает непосредственное выражение регулятивная роль административного права.
Административно-правовые
нормы, таким образом, представляют
собой устанавливаемые
Регулирующее назначение административно-правовых норм выражается в том, что они устанавливают, когда и при соблюдении каких условий действия, совершаемые органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, а также гражданами в сфере государственного управления, точно соответствуют требованиям законности. Вместе с тем в административно-правовых нормах указывается, какие действия можно совершать, от каких следует воздержаться и какие совершать необходимо.
Следовательно, в этих правовых нормах либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется (разрешается) при соблюдении предусмотренных нормами условий, либо, наконец, совершение определенных действий запрещается. Тем самым создается правовой режим поведения сторон (участников) управленческих общественных отношений.
Конечно, в административно-правовых нормах проявляются качества, присущие любой правовой норме. Соответственно они определяют обязанности и права участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей. При этом права и обязанности сторон этих отношений взаимны, т.е. они взаимодействуют как носители взаимных юридических прав и обязанностей. Данное общее правило, характерное для регулирования любых общественных отношений, действует, несмотря на то, что одна сторона управленческих отношений является представителем исполнительной власти, т.е. носителем юридически властных полномочий.
Действительно, та сторона этих отношений, которой адресуется властное предписание, обязана его исполнить. Но было бы неверным полагать, что в сфере государственного управления у субъектов исполнительной власти имеются только права, а у второй стороны регулируемого отношения – только обязанности. Конечно, в каждом управленческом отношении, урегулированном административно-правовой нормой, правам носителя властных полномочий соответствуют обязанности другой стороны. Однако и другая сторона наделяется при этом определенными правами по отношению к исполнительному органу (должностному лицу). И этим правам соответствуют определенные обязанности такого органа. Например, праву гражданина на подачу заявления или жалобы соответствует обязанность органа (должностного лица) принять, рассмотреть и разрешить их. Практически это означает такое соотношение прав и обязанностей сторон, в рамках которого обе они юридически обязаны действовать строго в соответствии с предписаниями административно-правовой нормы.
Разумеется, наличие в управленческих отношениях исполнительных органов государственной власти (или их представителей) предполагает наделение их соответствующим объемом юридически властных полномочий, которых нет в таком объеме или же нет вообще у второй стороны. Это оказывает влияние на характер взаимодействия участников управленческих отношений, что, однако, не превращает вторую сторону отношения в «слепого» исполнителя повелительных (императивных) волеизъявлений субъекта исполнительной власти.
Административно-правовые нормы закрепляют не только права граждан, государственных и негосударственных формирований в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии, включающие как запреты на совершение исполнительными органами (должностными лицами) определенных действий, так и их ответственность за игнорирование прав второй стороны отношения. Так, исполнительным органам запрещено вмешательство в оперативную деятельность предприятий, кроме случаев осуществления контроля за соблюдением ими действующего законодательства; не допускается вмешательство этих органов также в деятельность общественных объединений; должностные лица несут административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т. д. В своем большинстве административно-правовые нормы имеют своим непосредственным адресатом органы исполнительной власти. И это понятно, так как именно они осуществляют государственно-управленческую деятельность, в связи с которой и возникают управленческие отношения. Следовательно, административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулирование организации и функционирования субъектов исполнительной власти.
Ими определяются:
· система и структура этих субъектов;
· объем предоставляемых им юридически властных полномочий;
· устанавливаются их обязанности как перед государством, от имени которого они выступают, так и перед другими участниками управленческих отношений, а также их ответственность за свою деятельность;
· определяется порядок совершения ими соответствующих действий (например, порядок издания правовых актов, применения мер государственного принуждения, разрешения жалоб и заявлений и т.п.).
Однако роль административно-правовых норм не может быть сведена к чисто аппаратным. Они также содержат правила поведения, адресуемые всем иным возможным участникам регулируемых управленческих отношений.2
Итак,
норма административного права,
как и норма другой отрасли
права, - это правило общего характера,
конкретная мера возможного, должного
или обязательного поведения
участников управленческих отношений,
установленная или санкционированная
государством, гарантирующая их реализацию
специальными мерами государственного
стимулирования или принуждения.
Особенностью норм административного права является то, что они выступают регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц по предметам ведения и в объеме полномочий.
Административно-правовые нормы регулируют также отношения, возникающие при реализации определенных государственных функций, санкционированных (разрешенных) негосударственным объединениям: например, профсоюзам, различным административным комиссиям при органах МСУ.
Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:
· упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления;
· регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействие государственных органов власти и обслуживающих их аппаратов с юридическими и физическими лицами;
Информация о работе Понятие «администравтивно-правовых норм» и их сущность