Понятие административного процесса и виды административного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

Такой подход базировался главным образом на том, что ад­министративный процесс регулируется административным правом. Но подобное мнение спорно. Дело в том, что деятельность публичной администрации очень разнообразна. Она принимает нормативные акты, причем объем административного правотворчества значительно превосходит объем законотворчества. Нормативных административных актов издается намного больше, чем принимается законов.
Целью данной контрольной работы является выяснение понятия и видов административного процесса, а также выявление основных принципов административного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3 1.Административный процесс………………………………………….4 1.1.Понятие административного процесса…………………………...………4
1.2.Виды административного процесса…………………………… ..6
1.3.Административное производство как часть административного процесса……………………………………………………………………..….9
2.Особенности административного процесса………………………11 2.1.Основные черты административного процесса……........11 2.2.Сравнительная характеристика административного процесса с гражданским и уголовным процессами…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………...…….15
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

моя итоговая контрольная работа.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

На тему: «Понятие административного процесса и виды административного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….....3 1.Административный процесс………………………………………….4     1.1.Понятие административного процесса…………………………...………4

1.2.Виды административного процесса……………………………            ..6

1.3.Административное производство как часть административного процесса……………………………………………………………………..….9

2.Особенности административного процесса………………………11 2.1.Основные черты административного процесса……........11 2.2.Сравнительная характеристика административного процесса с гражданским и уголовным процессами…………………………………….13

Заключение……………………………………………………………...…….15

Список литературы……………………………………………………….…..16


Введение.

 

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности [3, стр.31].

В научной и учебной литературе говорится об администра­тивном процессе как властной деятельности органов исполни­тельной власти, осуществляемой в рамках административно-процессуальной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел (принятие инструкции, призыв на военную службу, наложение штрафа и др.) [ 2, стр. 599].

Такой подход базировался главным образом на том, что ад­министративный процесс регулируется административным правом. Но подобное мнение спорно. Дело в том, что деятельность публичной администрации очень разнообразна. Она принимает нормативные акты, причем объем административного правотворчества значительно превосходит объем законотворчества. Нормативных административных актов издается намного больше, чем принимается законов.

Целью данной контрольной работы является выяснение понятия и видов административного процесса, а также выявление основных принципов административного процесса.


Административный процесс

1.1. Понятие административного процесса

Административный процесс – это совокупность сменяющих друг друга действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятель­ности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме.

Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс право применения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответ­ствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный [7, стр. 391].

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании, а также органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике.

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают своё выражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме [3, стр. 300-301].

Следует заметить, что в целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так в законодательном или ином юридическом варианте.

В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.


1.2. Виды административного процесса

Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:

а) административно-процедурная;

б)административно-юрисдикционная.

Административно - юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осу­ществляемая в административно-процессуальной форме [ 2, стр. 601].

В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различно­го рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — реализация разрешительно-лицензионных, регистра­ционных и т.п. функций и полномочий [7, стр. 391].

Во втором случае в центре внимания — осуществление испол­нительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом из­дание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права.

Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного пра­вонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.

Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц) [7, стр.392].

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует. Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все индивидуальные дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Значит, различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований относить к административному процессу.

Следует учитывать, что часть процессуальных действий испол­нительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламентированных правом процессуальных мер. Например, это некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное задержание физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).

На основе изложенного административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных орга­нов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различно­го рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти [4,стр.231].


Административное производство как часть административного процесса

В статье 72 Конституции РФ среди предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов называют административно – процессуальное законодательство [1,ст.72].

Административный процесс имеет несколько конкретных ва­риантов своего выражения в практической деятельности исполни­тельных органов (должностных лиц). В зависимости от характера индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

Административное производство —

1) это нормативно урегули­рованный порядок совершения процессуальных действий, обеспе­чивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета;

2) это особый вид административ­ной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм [6, стр. 549].

Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следо­вательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств. Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

а) юрисдикционное производство;

б) процедурное производство.

Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: Преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически-властное начало [6, стр. 550].


Особенности административного процесса

2.1. Основные черты административного процесса

1)                   административный процесс связан с государственным управлением в узком смысле. Однако, в содержание административного процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь её чисто юри­дические виды, реализуемые в правовых форма;

2)                   административный процесс связан с материальным ад­министративным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного про­цесса, происходит разрешение индивидуально конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Решить индивидуально конкретное дело - значит применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой. Применение норм ад­министративного права - очень многообразная и обширная деятельность исполнительно - распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат.

Информация о работе Понятие административного процесса и виды административного процесса