Полномочия федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса государственной границы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Коренные внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики, предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений в пограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельную область правового регулирования1. Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и основанного на нем четкого разделения полномочий органов государственной власти в данной сфере, безопасность российского государства гарантирована быть не может. А безопасность в пограничной сфере является одним из основных направлений концепции национальной безопасности нашей страны.

Содержание

Введение 3
Статус Государственной Границы Российской Федерации: понятие и правовое регулирование 5
Роль Федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации 14


Заключение 32

Приложение 34

Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

полномочия огв в области охраны ГГ.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Эти акты содержат в себе указания на наличие  взаимоотношений федеральных органов  исполнительной власти Российской Федерации  в сфере обеспечения безопасности, что позволяет отнести их к  правовым основам интересующих нас общественных отношений.

     Законы  Российской Федерации (далее – законы) и федеральные законы обладают меньшей, по сравнению с федеральными конституционными законами, юридической силой и  принимаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов. Они составляют текущее законодательство и регулируют общественные отношения в различных сферах деятельности.

     Количество  законов, устанавливающих отношения  федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, очень велико. Это законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-115 (ред. от 26 декабря 2008 г.), «О безопасности16» от 5 марта 1992 г. № 2446-1, «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-117 (ред. от 4 декабря 2007 г.), федеральные законы «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 4 декабря 2007 г.)18, «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ19 (ред. от 26 декабря 2008 г.), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ20 (ред. от 14 февраля 2007 г, «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ21 (ред. от 9 апреля 2009 г.), «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ22 (ред. от 30 декабря 2008 г.) и другие.

     Значение  действующего законодательства по защите Государственной Границы велико. Однако оно дает лишь представление о субъектах взаимодействия по обеспечению безопасности в пограничной сфере, определяя их правовой статус в данном процессе. Более детальное правовое регулирование полномочий и деятельности субъектов взаимодействия по обеспечению безопасности в пограничной сфере закреплено в подзаконных правовых актах Российской Федерации.

     К ним относятся:

  1. указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  2. постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  3. ведомственные и межведомственные правовые акты.

     Практика  применения Закона Российской Федерации  «О Государственной границе Российской Федерации» показала, что в целом  законодательство о государственной  границе требует серьезной модернизации23.

     В связи с изменившимися правовыми, политическими и социально-экономическими условиями в последние годы возобладало  мнение о необходимости принятия нового федерального закона, регулирующего  в соответствии с Конституцией Российской Федерации отношения в сфере определения статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, правовых основ ее установления и поддержания режима, а также полномочий государственных органов в указанной сфере. И проект такого закона был разработан.

     Однако  происходящие в России процессы формирования новых подходов к обеспечению  национальной безопасности Российской Федерации потребовали определения  и развития правовых норм, касающихся обеспечения безопасности в пограничной  сфере с учетом новых реалий, вызванных необходимостью создания эффективной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в пограничной сфере.

     В результате проведенной инвентаризации нормативной правовой базы в указанной  области среди ученых и специалистов сложилось мнение о том, что содержание Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» вполне соответствует установленному Конституцией Российской Федерации предмету ведения Российской Федерации - «статус и защита государственной границы». Таким образом, необходимость принятия нового федерального закона отпала. Однако отдельные нормы подготовленного законопроекта могли бы быть переработаны и внесены как в действующий закон, так и в другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты24.

     Кроме того, назрела необходимость разработки проекта федерального закона «Об  обеспечении безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» (или «О пограничной безопасности»), в котором целесообразно было бы определить и обновить действующий понятийный аппарат, рассмотреть комплексный подход к обеспечению безопасности в данной сфере, закрепить полномочия всех субъектов обеспечения безопасности в пограничной сфере, уточнить правовые нормы их взаимодействия, возможно, установить статус Государственной пограничной комиссии и Федерального агентства по обустройству государственной границы25.

     Требует ускорения процесс рассмотрения проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Советом Федерации в качестве законодательной инициативы. Главная задача законопроекта – создание необходимых правовых условий для осуществления приграничного сотрудничества на основе упорядочения и приведения в систему всех действующих в этой сфере норм и правил26.

     Таким образом, нормативно-правовое регулирование  в сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, осуществляется широким кругом правовых актов, начиная от Конституции и заканчивая локальными актами органов местного самоуправления. Однако. Центральное значение в регуляции отношений устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (т.е отношений по сути являющихся предметом исследования) занимает Закон «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.). 

     2. Роль Федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации 

     Итак, рассмотрев понятие статуса Государственной  Границы Российской Федерации и определив нормативно-правовое регулирование в сфере ее защиты и охраны, можно непосредственно перейти к исследованию объекта моей работы. Иными словами, рассмотреть, какими же полномочиями обладают федеральные органы государственной власти в области защиты Государственной Границы Российской Федерации, какую функцию они выполняют. Анализируя законодательство Российской Федерации в области защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, учебную и научную литературу, к основным федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в сфере охраны и защиты Государственной Границы Российской Федерации, относятся:

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации:
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):
  • Министерство обороны Российской Федерации:
  • Федеральная таможенная служба:
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации:
  • Служба внешней разведки Российской Федерации:
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

     Теперь  о каждом из органов по порядку.

     Министерство  иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации27.

     Согласно  ч. 1 ст. 28 Закона «О государственной  границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство иностранных дел Российской Федерации:

  1. На основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы;
  2. Осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
  3. Оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  4. Разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или Министерством обороны Российской Федерации.

     Подробнее данные полномочия раскрываются в «Положении о Министерстве иностранных дел», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел28».

     Соответственно, Министерство иностранных дел играет важную роль в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации: ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению ее режима, оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, разрешает инциденты на Государственной границе.

     Федеральная служба безопасности Российской Федерации - единая централизованная система  органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению  безопасности Российской Федерации.29 В системе обеспечения защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации Федеральная служба безопасности является основным органом и координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

     Пограничная деятельность осуществляется Пограничной службой ФСБ России. Пограничная служба ФСБ осуществляет меры, отнесенные федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. Также Пограничная служба ФСБ осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

     Согласно  Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О  Государственной границе Российской Федерации" направлениями пограничной деятельности являются:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

     Федеральной службе безопасности Российской Федерации  в этом процессе отводится первостепенная роль. Ее функции в обеспечении  защиты и охраны Государственной  Границы Российской Федерации сводятся к следующим основным положениям:

  • совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  • обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
  • участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
  • участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
  • осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
  • осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;
  • обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;
  • совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
  • во взаимодействии с Федеральной таможенной службой, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
  • осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
  • взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.

Информация о работе Полномочия федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса государственной границы Российской Федерации