Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:07, курсовая работа
Предметом моего исследования является создание Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, тесно связанного с улучшением экономики данных стран.
Цель исследования – перспективы развития Таможенного союза.
Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:
Введение
Глава 1. История создания Таможенного союза
1.1 Этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза
1.2 Договорно-правовая база Таможенного союза
Глава 2. Перспективы развития Таможенного союза
2.1 Достоинства и недостатки Таможенного союза
2.2 Возможности расширения Таможенного союза
2.3 Таможенный союз и ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1, 2, 3
Белоруссия возлагает на таможенный союз свои надежды. В его рамках Россия может пойти на создание более комфортных условий для поставки белорусской продукции на российский рынок и продажи своих энергоносителей.
Участие в таможенном союзе поможет Белоруссии привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей. Рынок страны с населением в 10 млн. чел. вряд ли привлечет инвестора. Иное дело – авторынок в 170 млн. чел. Ситуация может еще улучшиться, если Россия предоставит Белоруссии некоторые льготы в части формирования пошлин на легковые автомобили. Но не размер пошлин на импорт автомобилей может стать камнем преткновения в таможенном союзе, а вопрос поставки из России более дешевых газа и нефти.
У России так же есть определенный интерес к таможенному союзу. Снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить объемы торговли энергоносителями или урановым сырьем и защитить наших производителей от экспансии третьих стран.
Итак, позитивных ожиданий от функционирования и развития таможенного союза не мало. После длительного обсуждения стороны достигли одной из ключевых договоренностей – о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия – 4,7 %, Казахстан – 7,33 %.
Однако потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешне экономической деятельности и теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.
Если предположить, что основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, помимо российских транспортных компаний, не только они, но и федеральный бюджет России неизбежно понесет убытки.
Известно, что значительная часть доходов российской казны складывается из таможенных пошлин и сборов, которые в основном формируются за счет корректировки таможенной стоимости товаров. От этой стоимости зависит объем платежей, взимаемых с той или иной партии товаров, поскольку пошлины обычно рассчитываются в процентном выражении от цены ввозимого груза: меньше указанная в декларации цена – меньше надо платить.
В 2009 г. процедуре корректировки таможенной стоимости подверглось примерно 98 % ввезенных в Россию грузов. Из 3,5 трлн руб., собранных таможней за год, около 63 % пришлось на экспортные таможенные отчисления, которые за счет корректировок таможенной стоимости в силу природы вывозимых товаров поднять сложно. Импорт составил 37%, или 1,3 трлн. руб., при этом доля ввозной пошлины в структуре сборов таможни составила 13,3%, то есть 467,2 млрд. руб. Сумма же, полученная благодаря корректировке таможенной стоимости, составила 27,75 млрд. руб. Цифры не слишком велики, но российские таможенники могут лишиться важного рычага в деле выполнения планов по перечислениям в бюджет. Вопрос в том, будут ли белорусские и казахстанские таможенники столь же старательно выжимать из участников внешнеэкономической деятельности максимально возможный объем платежей, если подавляющая их часть все равно отправится в Россию.
По оценке Министерства экономического развития РФ, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через Россию, на 30%. Весь рынок транспортно-логистических услуг составляет сейчас в России 48,5 млрд. дол. Даже если таможенный союз уведет хотя бы десятую часть потока, потери окажутся серьезными.
Но важно то, что таможенный союз дает принципиально новые возможности. Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных технологических рубежей. Второе позитивное обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.
Таким образом, главной движущей силой интеграции видится осознание правящими элитами того факта, что стратегические выгоды от создания таможенного союза для всех его участников значительно выше текущих экономических потерь. Во многом перспективы интеграции будут зависеть от эффективности механизма согласования национальных интересов, институционально оформленного в виде Комиссии Таможенного союза.
Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан.
26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз.
В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.
Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.
24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента — партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут9.
8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание».
Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а, следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие.
За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет10.
Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации».
В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.
В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС11.
Конечно, создание ТС – это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.
К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня – Единого экономического пространства, со свободным перемещением товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.
Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трех государств. Все это позволяет нашему Союзу претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений.
Нельзя не отметить, что параллельно с процессом формирования Таможенного союза идет подготовка вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководителями стран Таможенного союза принято решение о вступлении в эту международную организацию на скоординированных условиях. Это обстоятельство позволит усилить положительные моменты от вступления в ВТО. Комплексные и системные меры, принимаемые по формированию Таможенного союза, Единого экономического пространства, придают уверенности в том, что механизм функционирования Таможенного союза будет отвечать задачам, поставленным руководителями государств во благо населения наших стран.
Итоги Таможенного союза:
Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза;
Товар, ввезенный, предположим на территорию Республики Казахстан, приобретает статус товара таможенного союза, может свободно, без уплаты таможенных платежей и таможенного оформления быть ввезен на территорию России;
Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров;
Товарооборот между странами – участницами ТС вырос более чем на 30 %;
Произошли положительные изменения для участников ВЭД в таможенном законодательстве: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней, до 4 мес.), - появилась возможность электронного декларирования товаров, частично отменены меры нетарифного регулирования;
Сократились сроки отгрузки товаров, за счет экономии времени, которые раньше уходило на сбор всех документов, таможенное оформление, на прохождение и досмотр автомобилей на таможенных постах (порой оно доходило на отдельных границах до 50 % времени доставки);
Экспорт/импорт стал доступен тем компаниям, которые раньше не решались выходить на внешние рынки, число участников.
Нормативно-правовые акты:
1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства РФ. – 2010. – №50. – ст.6615
2. Договор «о Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ - № 12.— 21.03.2011. – с. 1553
3. Договор «о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ – №42. – 15.10.2001. – с. 3983
4. Протокол «о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза» от 19 ноября 2010 г N58// Информационно-правовой портал «Консультант плюс». (Электронный ресурс). URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 10.06.2012).
Статьи из периодических и сериальных изданий:
1. А.Е. Лихачев Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. – №6. – 2010. – с. 4-24
2. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая газета. – 12.10.2011
3. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО // Ведомости. – 21.10.2011.
4. Мария Жебит «Таможенный союз может пополниться двумя странами» // Российская газета - №5139 (60). – 24 марта 2010. – с. 41-43
Интернет-ресурс:
1. Договорно-правовая база Таможенного союза // Информационно-правовой портал «Гарант». – 2011. – 4.09. (Электронный ресурс). URL: http://base.garant.ru/5754455/ (дата обращения: 14.04.2012).
2. Евгения Холод Плюсы и минусы
Таможенного Союза // Полит Надзор. – 2011
(Электронный ресурс). URL: http://www.politnadzor.ru/
Размещено на Allbest.ru
Приложение 1
Функции высшего органа Таможенного союза исполняет ЕврАзЭС, а в качестве постоянно действующего регулирующего органа была создана Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон (см. Рис.1).
Приложене 2
Эффективность Таможенного союза сложно опровергнуть. Взаимный товарооборот входящих в него стран вырос на десятки процентов (см. Рис.2).
Приложение 3
Прирост весьма впечатляющий, особенно учитывая падение товарооборота в годы пика кризиса. А по итогам нынешнего года совокупный товарооборот должен превысить 100 млрд. долл. (см. Рис. 3).
1 Договор «о Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ - № 12.— 21.03.2011. – с. 1553
2 Договор «о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ – №42. – 15.10.2001. – с. 3983,
3 Протокол «о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза» от 19 ноября 2010 г N58// Информационно-правовой портал «Консультант плюс». (Электронный ресурс). URL: http:// consultant.ru (дата обращения: 10.06.2012).
4 А.Е. Лихачев Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. – №6. – 2010. – с.4-6
5 Решение N 9 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества
"Об этапах и сроках
формирования единой