6) вправе по инициативе не
менее одной трети от общего
числа депутатов Палаты заслушивать
отчеты членов Правительства
Республики по вопросам их
деятельности. По итогам заслушивания
отчета большинством голосов
от общего числа депутатов
Палаты вправе принимать обращение
к Президенту Республики об
освобождении от должности члена
Правительства в случае неисполнения
им законов Республики. Если Президент
Республики отклоняет такое обращение,
то депутаты большинством голосов
от общего числа депутатов
Палаты вправе по истечении
шести месяцев со дня первого
обращения повторно поставить
перед Президентом Республики
вопрос об освобождении от
должности члена Правительства.
В этом случае Президент Республики
освобождает от должности члена
Правительства;
7) формирует координационные и
рабочие органы Палат;
8) принимает регламент своей
деятельности и иные решения
по вопросам, связанным с организацией
и внутренним распорядком Палаты.
Статья 58
1. Палаты возглавляют председатели,
избираемые Сенатом и Мажилисом
из числа их депутатов, свободно
владеющих государственным языком,
тайным голосованием большинством
голосов от общего числа депутатов
Палат. Кандидатура на должность
Председателя Сената выдвигается
Президентом Республики Казахстан.
Кандидатуры на должность Председателя
Мажилиса выдвигаются депутатами
Палаты.
2. Председатели Палат могут быть
отозваны от должности, а также
вправе подать в отставку, если
за это проголосовало большинство
от общего числа депутатов
Палат.
3. Председатели Палат Парламента:
1) созывают заседания Палат и
председательствуют на них;
2) осуществляют общее руководство
подготовкой вопросов, вносимых
на рассмотрение Палат;
3) представляют Палатам кандидатуры
к избранию на должности заместителей
председателей Палат;
4) обеспечивают соблюдение регламента
в деятельности Палат;
5) руководят деятельностью координационных
органов Палат;
6) подписывают акты, издаваемые
Палатами;
7) представляют Палатам кандидатуры
для назначения на должности
членов Конституционного Совета,
Центральной избирательной комиссии,
Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского бюджета;
8) выполняют другие обязанности,
возлагаемые на них Регламентом
Парламента.
4. Председатель Мажилиса:
1) открывает сессии Парламента;
2) созывает очередные совместные
заседания Палат, председательствует
на очередных и внеочередных
совместных заседаниях Палат.
5. По вопросам своей компетенции
председатели Палат издают распоряжения.
Статья 59
1. Сессия Парламента проходит
в форме совместных и раздельных
заседаний его Палат.
2. Первая сессия Парламента созывается
Президентом Республики Казахстан
не позднее тридцати дней со
дня опубликования итогов выборов.
3. Очередные сессии Парламента
проводятся раз в год, начиная
с первого рабочего дня сентября
и по последний рабочий день
июня.
4. Сессия Парламента, как правило,
открывается Президентом Республики
и закрывается на совместных
заседаниях Сената и Мажилиса.
В период между сессиями Парламента
Президент Республики по собственной
инициативе, по предложению председателей
Палат или не менее одной
трети от общего числа депутатов
Парламента может созвать внеочередную
сессию Парламента. На ней могут
рассматриваться лишь вопросы,
послужившие основанием для ее
созыва.
5. Совместные и раздельные заседания
Палат проводятся при условии
присутствия на них не менее
двух третей от общего числа
депутатов каждой из Палат.
6. Совместные и раздельные заседания
Палат являются открытыми. В
случаях, предусмотренных регламентами,
могут проводиться закрытые заседания.
Президент Республики, Премьер-Министр
и члены Правительства, Председатель
Национального Банка, Генеральный
Прокурор, Председатель Комитета
национальной безопасности имеют
право присутствовать на любых
заседаниях и быть выслушанными.
Статья 60
1. Палаты образуют постоянные
комитеты, число которых не превышает
семи в каждой Палате.
2. Для решения вопросов, касающихся
совместной деятельности Палат,
Сенат и Мажилис вправе на
паритетных началах образовывать
совместные комиссии.
3. Комитеты и комиссии по вопросам
своей компетенции издают постановления.
4. Порядок образования, полномочия
и организация деятельности комитетов
и комиссий определяются законом.
Статья 61
1.
Право законодательной инициативы
принадлежит Президенту Республики,
депутатам Парламента, Правительству
и реализуется исключительно
в Мажилисе.
2. Президент Республики имеет
право определять приоритетность
рассмотрения проектов законов,
а также объявлять рассмотрение
проекта закона срочным, означающее,
что Парламент должен рассмотреть
данный проект в течение месяца
со дня его внесения. При неисполнении
Парламентом настоящего требования
Президент Республики вправе
издать указ, имеющий силу закона,
который действует до принятия
Парламентом нового закона в
установленном Конституцией порядке.
3. Парламент вправе издавать
законы, которые регулируют важнейшие
общественные отношения, устанавливают
основополагающие принципы и
нормы, касающиеся:
1) правосубъектности физических и юридических
лиц, гражданских прав и свобод, обязательств
и ответственности физических и юридических
лиц;
2) режима собственности и иных
вещных прав;
3) основ организации и деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления, государственной
и воинской службы;
4) налогообложения, установления
сборов и других обязательных
платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и
судопроизводства;
7) образования, здравоохранения
и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и
их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального
устройства Республики;
11) обеспечения обороны и безопасности
государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными
актами.
4. Законопроект, рассмотренный и
одобренный большинством голосов
от общего числа депутатов
Мажилиса, передается в Сенат,
где рассматривается не более
шестидесяти дней. Принятый большинством
голосов от общего числа депутатов
Сената проект становится законом
и в течение десяти дней
представляется Президенту на
подпись. Отклоненный в целом
большинством голосов от общего
числа депутатов Сената проект
возвращается в Мажилис. Если
Мажилис большинством в две
трети голосов от общего числа
депутатов вновь одобрит проект,
он передается в Сенат для
повторного обсуждения и голосования.
Повторно отклоненный проект
закона не может быть вновь
внесен в течение той же
сессии.
5. Внесенные большинством голосов
от общего числа депутатов
Сената изменения и дополнения
в законопроект направляются
в Мажилис. Если Мажилис большинством
голосов от общего числа депутатов
согласится с предложенными изменениями
и дополнениями, закон считается
принятым. Если Мажилис тем же
большинством голосов возражает
против внесенных Сенатом изменений
и дополнений, разногласия между
Палатами разрешаются путем согласительных
процедур.
5-1. Проект конституционного закона,
рассмотренный и одобренный не
менее чем двумя третями голосов
от общего числа депутатов
Мажилиса, передается в Сенат,
где рассматривается не более
шестидесяти дней. Принятый не менее чем
двумя третями голосов от общего числа
депутатов Сената проект становится конституционным
законом и в течение десяти дней представляется
Президенту Республики на подпись. Отклонение
в целом проекта конституционного закона
осуществляется Мажилисом или Сенатом
большинством голосов от общего числа
депутатов Палаты.
Внесенные Сенатом не менее чем
двумя третями голосов его
депутатов изменения и дополнения
в проект конституционного закона направляются
в Мажилис. Если Мажилис не менее
чем двумя третями голосов
его депутатов согласится с внесенными
Сенатом изменениями и дополнениями,
конституционный закон считается
принятым.
Если Мажилис при голосовании
по внесенным Сенатом изменениям
и дополнениям не согласился с
ними не менее чем двумя третями
голосов депутатов, то разногласия
между Палатами разрешаются путем
согласительных процедур.
6. Проекты законов, предусматривающие
сокращение государственных доходов
или увеличение государственных
расходов, могут быть внесены
лишь при наличии положительного
заключения Правительства Республики.
Для проектов законодательных
актов, вносимых в Мажилис Парламента
в порядке законодательной инициативы
Президента Республики, наличие
такого заключения не требуется.
7. В связи с непринятием внесенного
Правительством проекта закона
Премьер-Министр вправе поставить
на совместном заседании Палат
Парламента вопрос о доверии
Правительству. Голосование по
этому вопросу проводится не
ранее чем через сорок восемь
часов с момента постановки
вопроса о доверии. Если предложение
о вотуме недоверия не наберет
большинства голосов от общего
числа депутатов каждой из
Палат, проект закона считается
принятым без голосования. Однако
Правительство не может пользоваться
этим правом более двух раз
в год.
Статья 62
1. Парламент принимает законодательные
акты в форме законов Республики
Казахстан, постановлений Парламента,
постановлений Сената и Мажилиса,
имеющих обязательную силу на
всей территории Республики.
2. Законы Республики вступают
в силу после их подписания
Президентом Республики.
3. Изменения и дополнения в
Конституцию вносятся большинством
не менее трех четвертей голосов
от общего числа депутатов
каждой из Палат.
4. Конституционные законы принимаются
по вопросам, предусмотренным Конституцией,
большинством не менее двух
третей голосов от общего числа
депутатов каждой из Палат.
5. Законодательные акты Парламента
и его Палат принимаются большинством
голосов от общего числа депутатов
Палат, если иное не предусмотрено
Конституцией.
6. Проведение не менее двух
чтений по вопросам внесения
изменений и дополнений в Конституцию
Республики Казахстан обязательно.
7. Законы Республики, постановления
Парламента и его Палат не
должны противоречить Конституции.
Постановления Парламента и его
Палат не должны противоречить
законам.
8. Порядок разработки, представления,
обсуждения, введения в действие
и опубликования законодательных
и иных нормативных правовых
актов Республики регламентируется
специальным законом и регламентами
Парламента и его Палат.
Статья 63
1. Президент Республики после
консультаций с председателями
Палат Парламента и Премьер-Министром
может распустить Парламент или
Мажилис Парламента.
2. Парламент и Мажилис Парламента
не могут быть распущены в
период чрезвычайного или военного
положения, в последние шесть
месяцев полномочий Президента,
а также в течение одного
года после предыдущего роспуска.