Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Человечество столетиями пытается понять, почему люди совершают правонарушения. Однако до сих пор лучшие умы человечества однозначного ответа нам не дали. По мнению профессора Т.В. Кашаниной причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершению таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др.; неуважительное отношение к личности - убийства, телесные повреждения; неуважение к женщине - изнасилование, оскорбление; отсутствие трудолюбия - хищение имущества т.д.), различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых участвовало.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ 4
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 4
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7
ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 13

Работа содержит 1 файл

Реферат Овечкин.docx

— 32.51 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования 
"Российский государственный университет туризма и сервиса" 
(ФГБОУ ВПО "РГУТиС") 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 
на тему: «Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила :

Студентка 32 группы 
Уманец Анжелика

Проверил:

Преподаватель 
Овечки Ю.П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подольск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ 4

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 4

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7

ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 12

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человечество  столетиями пытается понять, почему люди совершают правонарушения. Однако до сих пор лучшие умы человечества однозначного ответа нам не дали. По мнению профессора Т.В. Кашаниной причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершению таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др.; неуважительное отношение к личности - убийства, телесные повреждения; неуважение к женщине - изнасилование, оскорбление; отсутствие трудолюбия - хищение имущества т.д.), различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых участвовало.  
Дефекты в сознании порождаются условиями, т.е. отрицательными обстоятельствами, бытующими в социальной действительности. Сами по себе они очень разнообразны. Их устранение - это и есть основной путь предотвращения правонарушений и борьбы с ними.  
В числе основных условий правонарушений можно назвать:  
- низкий материальный уровень жизни населения;  
- плохую обеспеченность жильем;  
- вредные привычки (алкоголизм, наркомания);  
- низкий уровень культуры и правовой культуры в частности;  
- несовершенство законодательства;  
- недостаточно эффективную работу правоохранительных органов и др.  
 
Имеют определенное значение и поводы совершения правонарушений, то есть отрицательные обстоятельства ситуативного характера (возникающие и имеющие значение в конкретной ситуации), являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины. Они как бы "провоцируют" правонарушение. К ним можно отнести ревность, обиду, вспышку ярости и

т.д. 

 
Многие ученые - юристы приходят к  мнению, что разговоры о возможности  полной ликвидации правонарушений, а  главное - преступности беспочвенны  и утопичны. Общество с помощью  государства может лишь удерживать ее в определенных рамках, не давая  ей выйти за их пределы. Но полностью  искоренить преступность, как бы нам  этого не хотелось, невозможно.

 

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ  СОСТАВ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

 

     В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативны- ми понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание.

     Однако  выделение нормативного основания  в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение. 

     Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, установлено, что в определенных случаях за преступления могут применяться меры административной ответственности. Некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в "чистом" виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

Учебное определение  административного проступка может  быть следующим.  

Под административным правонарушением понимается общественно-опасное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами административного права предусмотрено административное наказание

     Вместе  с тем административный проступок  отличается от других правонарушений специфическими признаками: степенью общественной опасности, административной противоправностью и административной наказуемостью. 

     Исходным  в характеристике правонарушений является понятие деяния Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.). 

     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов). 

Степень общественной опасности указывает на интенсивность  деяния: действие или бездействие, размер вреда, другие качества деяния. Степень  общественной опасности как признак  административного правонарушения в приведенной дефиниции отсутствует, но он весьма важен для отграничения административного проступка от преступления.  

     Преступления  и административные проступки характеризуются  внутренне присущим им объективным  качеством - общественной опасностью, то есть основным признаком, суть которого состоит в реальном причинении или возможности причинения общественным отношениям того или иного конкретного определенного вреда.  

     Материальным  признаком административных проступков, как и иных правонарушений, выступает  их общественная опасность, которая  и является выражением определенной степени их антиобщественной сущности. Именно степень общественной опасности служит тем критерием, по которому административные проступки и преступления отличаются друг от друга. Причем нередко одно и то же деяние может рассматриваться как преступление, а при определенных обстоятельствах - как проступок. При этом весьма важным является выяснение количественно-качественного содержания опасности путем изучения важности нарушаемых общественных отношений и степени причинения или возможности причинения им реального вреда. 

     Общественная  опасность административных правонарушений может заключаться как в фактической  вредности (например, мелкое хищение, повреждение  перевозимых на транспорте грузов), так и в возможности причинения вреда (например, при нарушении правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ и др.). 

Когда мы говорим  о мелком хулиганстве, хулиганстве, злостном хулиганстве, мы уже оперируем определенными качественными категориями. Подразумеваемая здесь количественная оценка лишь дает представление о качественной определенности деяний, и только анализ конкретных фактов, относящихся к данному виду правонарушений, позволит качественно охарактеризовать общественную опасность анализируемого деяния. 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

     Она наступает за совершение дисциплинарного  проступка. Это обязанность работника  ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и по нести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права.

     Субъектом этого вида ответственности может  быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с предприятием или учреждением. В отличие от дисциплинарной административная ответственность состоит в применении административных санкций органами или лицами, с которыми нарушитель не связан трудовыми отношениями. Ими могут быть органы милиции или государственного надзора. 

     Трудовая праводееспособность свидетельствует не только о достижении лицом установленного законом возраста, но и о наличии y него определенной волевой способности отдавать отчет в своих поступках. Лицо, признанное недееспособным, не может отвечать за свое поведение. Таким образом, ответственность несет только дееспособный субъект. 

     Если  в гражданском праве имущественную  ответственность может нести  недееспособный или частично дееспособный субъект, ибо там последняя может  дополняться ответственностью родителей  или попечителей (опекунов), то в  области трудового права ответственность  всегда имеет строго личный характер. Применение санкций к правонарушителю  преследует предупредительную цель, поэтому важно, чтобы лицо было способно осознать вредность совершенного им деяния. Отсюда и вина — одно из обязательных условий ответственности. 

     Дисциплина  труда — общий объект разного  рода правонарушений в сфере трудовой деятельности. Объектом дисциплинарного проступка является внутренний трудовой распорядок, точнее, те общественные отношения, которые складываются в процессе его осуществления и охраняются нормами трудового права; Отдельные элементы внутреннего трудового распорядка — это полное и целесообразное использование рабочего времени, сбережение и правильная эксплуатация сооружений, помещений, оборудования, машин, материалов, инструментов, инвентаря; правильная организация управления процессом труда и технологией производства; охрана здоровья и жизни членов трудового коллектива. 

     Посягая на те или иные общественные отношения, лицо нарушает и нормы, закрепляющие данные отношения. Отступление от требуемого законодателем поведения означает правонарушение, т.е. поведение, правом запрещенное. Поэтому правонарушение — всегда действие (бездействие) противоправное. 

     При выявлении дисциплинарных проступков следует иметь в виду, что понятие  трудовых обязанностей значительно  шире, чем выполнение предусмотренной  договором трудовой функции работника. Эти обязанности включают и порядок  четкого и добросовестного выполнения этой функции, и ее технологическую  сторону, и рациональное использование  рабочего времени, и др. 

     К объективной стороне дисциплинарного  проступка относятся вредные  последствия, а также причинная  связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя. 

     Всякое  нарушение дисциплины наносит вред обществу, в одних случаях более  ощутимый, в других — менее, но оно  всегда отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Вместе с  тем следует различать проступки, вредные самим фактом совершения, и проступки, могущие повлечь  за собой наступление вредных  последствий. Например, нарушение норм по технике безопасности может привести к вредным последствиям, а может  и не привести. В последнем случае это нарушение отражается на общем  уровне дисциплины в коллективе, но определить реальный ущерб от такого проступка нельзя. Поэтому и различаются "материальные" правонарушения, которыми причиняется осязаемый материальный вред (например, имущественный ущерб), и "формальные", наносящие вред непосредственно правопорядку. Характерный пример материальных правонарушений — причинение имущественного ущерба, характеризующееся наличием причинной связи между поступком и вредным последствием. 

     Субъективную  сторону дисциплинарного проступка  характеризует вина. Как и в  других видах ответственности, вина выражает психическое отношение  лица к совершаемому им противоправному  действию (бездействию) и причинно обусловленному им результату. Вина заключается в  том, что лицо предвидит (или должно было предвидеть) вредные последствия своего деяния и желает их наступления или относится безразлично к их наступлению. Поэтому в ней различают два момента — интеллектуальный и волевой. Первый характеризует отношение лица с точки зрения осознания противоправности проступка и предвидения вредного результата, второй — желания или безразличного отношения к наступлению противоправных последствий. 

Информация о работе Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка