Особенности юридической ответственности государственных служащих РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических основ нормативно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть государственную гражданскую службу, как объект права;
- проанализировать государственную гражданскую службу, как субъект права;
- рассмотреть дисциплинарную ответственность государственных служащих;
- изучить административную ответственность государственных служащих;
- раскрыть уголовную ответственность государственных служащих.

Содержание

Введение 3
1. Государственная гражданская служба как субъект и объект права 5
1.1. Государственная гражданская служба как объект права 5
1.2. Государственная гражданская служба как субъект права 10
2. Ответственность государственных служащих по российскому законодательству 18
2.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 18
2.3. Административная и уголовная ответственность государственных служащих 22
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      А.А. Гришковец говорит о том, что должность государственной службы есть административно-бюджетное установление. Ее следует рассматривать, прежде всего, как совокупность бюджетных средств, выделяемых на содержание бюджетного места16.

      Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

      - высшие должности гражданской  службы;

      - главные должности гражданской  службы;

      - ведущие должности гражданской  службы;

      - старшие должности гражданской службы;

      - младшие должности гражданской  службы.

      Правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое служащим в системе органа управления. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности последнего по отношению к иным субъектам административного права. Так, исследуемый правовой институт относится к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложение на лицо дополнительных (специальных) полномочий в механизме их взаимоотношения с органами публичного управления, а также гражданами и их организациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     2. Ответственность  государственных  служащих по российскому  законодательству

2.1. Дисциплинарная ответственность  государственных служащих 

    Дисциплинарная  ответственность рассматривается  в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными  должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения (хотя здесь есть и исключения из общего правила). Тем не менее, обычно меры дисциплинарной ответственности применяются не "надведомственными" органами (судом, арбитражем, инспекциями и т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

    Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (далее - Закон о государственной гражданской службе) предусматривает специальную дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих. В юридической литературе отмечается, что специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий17. Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

    В соответствии со ст. 57 Закона о гражданской службе основанием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка.

    Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) предупреждение о неполном должностном  соответствии;

    4) освобождение от замещаемой должности  гражданской службы;

    5) увольнение с гражданской службы  по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

    Дисциплинарным  проступком в сфере государственно-служебных  правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

    В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня  дисциплинарных проступков. Трудовое законодательство устанавливает лишь перечень однократных грубых нарушений трудовых обязанностей, за совершение которых работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание в виде увольнения (п. 6 ст. 81 ТК РФ).

    Специфика дисциплинарной ответственности не позволит закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, однако этого и не требуется. На мой взгляд, необходимо предусмотреть лишь те из них, которые посягают на публичные интересы и влекут применение наиболее строгих мер дисциплинарной ответственности.

      Запрет  на осуществление предпринимательской  деятельности и "примыкающие" запреты  на участие на платной основе в  деятельности органа управления коммерческой организацией, на выполнение функций  поверенного или представителя  по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход.

      Гражданский кодекс РФ (ст. 2) устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

      По  моему мнению, невыполнение обязанности  по предоставлению сведений о доходах  нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка, а увольнение гражданского служащего в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности. Как мне представляется, необходимо внести изменения в Закон о противодействии коррупции и закрепить данную норму в следующей редакции: "Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является основанием освобождения его от замещаемой должности и увольнения с государственной или муниципальной службы в связи с несоблюдением ограничений, связанных с государственной или муниципальной службой".

      Обязательным  условием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности  является проведение служебной проверки по факту совершения дисциплинарного  проступка. Служебная проверка проводится в соответствии с действующим законодательством перед применением дисциплинарного взыскания.

      Дисциплинарное  взыскание не может быть применено  позднее шести месяцев со дня  совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной  деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до исчисления одного года со дня его применения имеет право представитель нанимателя. Это может быть сделано по собственной инициативе представителя нанимателя, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

      Подводя итог, хочется отметить, что институт дисциплинарной ответственности государственных  служащих пока еще недалеко ушел в  своем развитии от института дисциплинарной ответственности в трудовых правоотношениях. Между тем, по моему мнению, изначально различная природа служебных и трудовых отношений должна привести к тому, что нормы о дисциплинарной ответственности на государственной службе будут отличаться все более существенным своеобразием, что приведет со временем к полной их автономности от норм трудового права.

 

     2.3. Административная и уголовная ответственность государственных служащих 

    Административная  ответственность гражданский служащий несет по общим правилам наравне  с остальными гражданами России, как  это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях и другими нормативными правовыми актами.

    Материальная  ответственность наступает за служебный  проступок, в результате которого наносится  материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению и выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба.

    Статья 68 Закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» устанавливает, что лица, виновные в нарушении  законодательства Российской Федерации  о государственной гражданской  службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами. Следовательно, по общим основаниям.

    Рассмотрим  несколько таковых примеров.

    Обязательным  признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

    Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

    Как уже отмечалось ранее, органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Таким образом, не каждый отказ в предоставлении информации будет уголовно-наказуемым, а только тот, который затрагивает его права и свободы. Кроме того, обязательным признаком этого состава преступления является наступление последствий неправомерного отказа в предоставлении информации - причинение вреда правам и законным интересам лица.

    В случае разглашения государственным  служащим сведений, касающихся частной  жизни граждан, возможно наступление  их ответственности по части 2 статьи 137 УК РФ.

    При нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений ответственность должностных лиц государственных органов может наступить по нормам части 2 статьи 138 УК РФ.

    Разглашение тайны усыновления (удочерения) влечет за собой уголовную ответственность по статье 155 УК РФ.

    Незаконное  разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну с использованием служебного положения предусматривается частью 2 статьи 183 УК РФ.

    Также, при наличии в действиях лица, которое не исполняет требования исполнительного документа неимущественного характера, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.

    Статья 315 УК предусматривает уголовную ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению.

 

Заключение 

    Таким образом, юридическая ответственность государственных гражданских служащих - это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения - юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.

    Особенности правового регулирования юридической  ответственности государственных  гражданских служащих и ее место  в системе юридической ответственности  отражаются в предмете правового  регулирования и специальном субъекте ответственности; специфике оснований ее наступления; двухуровневой системе правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность государственных гражданских служащих; особенностях системы мер ответственности государственных гражданских служащих и особом порядке их применения; принципах юридической ответственности и государственной службы.

    Структуру юридической ответственности государственных  гражданских служащих можно представить  в виде следующих уровней: 1) юридическая  ответственность государственных гражданских служащих как совокупность уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности; 2) юридическая ответственность государственных гражданских служащих на уровне отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая ответственность; 3) юридическая ответственность государственных гражданских служащих на уровне нормы права. 

Информация о работе Особенности юридической ответственности государственных служащих РФ