Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:36, реферат
Административное право является одной из главных отраслей системы права Великобритании. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в различных отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этой связи задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений весьма обширны и значимы.
Введение.........................................................................................................2
Особенности административного права Англии.......................................2
Организация администрации.......................................................................5
Регулирование административной деятельности.......................................7
Контроль судов над администрацией..........................................................8
Заключение..................................................................................................10
Список исользованной литературы
Министерства
и центральные ведомства
Министерства и ведомства Великобритании являются публичными юридическими лицами, и к ним могут предъявляться в суде иски.
Управление в сфере народного хозяйства возложено на министерства и публичные (государственные) корпорации. Частнопредпринимательский сектор регулируется сравнительно мягко и в основном министерствами: финансов; торговли и промышленности; энергетики; транспорта; сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия.
Наибольший
размах административно-правовое регулирование
имеет в социальной сфере [6, c.42]. Управление
и контроль осуществляют здесь, прежде
всего министерствами: занятости, образования
и науки; социального обеспечения; окружающей
среды. Помимо этого существует множество
административных трибуналов, которые
рассматривают споры между администрацией
и частными лицами.
Органы местного самоуправления. В настоящее время характерными чертами британского местного самоуправления являются: наличие у органов местного самоуправления статуса юридических лиц; обладание административными полномочиями на соответствующих территориях; известная финансовая самостоятельность, в том числе право на установление местных налогов; выборность руководителей местных органов.
Согласно законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия разделена на графства (их 39) и городские округа (36). Графства делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тыс. приходов. Уэльс поделен на графства (8), состоящие из округов (37); низовые территориальные единицы здесь называются общинами.
Совет выбирает ежегодно из своего состава председателя (в городе он называется мэром) и вице-председателя, которые осуществляют исполнительную власть и возглавляют аппарат наемных служащих муниципалитета. В приходах без советов такой исполнительной властью является председатель собрания избирателей, выбираемый ежегодно этим собранием.
К ведению
приходов и общин закон относит:
распределение земельных
Столичные министерства и
Регулирование административной деятельности
В Великобритании деятельность администрации обычно делят на две части: нормотворчество и административную юстицию.
Нормотворчество. Англичане называют административное
нормотворчество делегированным законодательством.
Так как оно основывается на делегировании
парламентом администрации нормотворческих
полномочий. За исключением, когда администрация
принимает нормативные акты на основе
королевской прерогативы, она не имеет
собственных полномочий на их издание,
а получает их от парламента, который принимает
для этой цели особые законы. Парламент
передает администрации полномочия нет
только по дополнению и детализации. действующих
законов, но и иногда по внесению изменений
в действующие законы. В Великобритании
передача административным учреждением
нормотворческих полномочий не противоречит
ее конституции. Сама по себе практика
делегирования стала конституционной
нормой.
Административная юстиция. В Великобритании административная юстиция осуществляется в 2 формах: а) трибуналами, представляющими собой своеобразные административные суды и б) министерскими расследованиями. Трибуналы действуют в случаях назначения социальных пособий и оказания других социальных услуг. Расследования проводятся министерствами при решении вопросов политики и им необходимо перед принятием решения выслушать мнение заинтересованных лиц, общественности.
Организация
трибуналов и расследований, их процедура
регулируется Законом о трибуналах
и расследованиях 1971 г. Этим же законом
учрежден постоянно действующий Совет
по трибуналам в качестве надзорно-консультативного
органа в системе исполнительной власти.
Трибуналы – специфические британские явления.
Это – своеобразные «неформальные» суды.
Они занимают промежуточное положение
между администрацией и общими судами.
Задача трибунала – установление наличия
у конкретного лица право на пособие или
услугу, предусмотренного конкретным
законом. В настоящее время наиболее многочисленные
трибуналы – по подоходному налогу, по
национальной службе здравоохранения,
по социальному обеспечению и пособиям.
Расследования проводятся тогда, когда они предусмотрены законами. Их цель вовлечение всех заинтересованных лиц в процесс разработки и принятия политических решений. До принятия Закона о трибуналах и расследований такие решения принимались в обстановке секретности: заинтересованные лица не знали, чем обосновывал министр планируемое мероприятие; министр не был обязан информировать об аргументах положенных им в основу своего окончательного решения. Таким образом, при проведении расследования не соблюдались принципы справедливого правосудия.
Контроль судов над администрацией
В
системе органов госвласти контроль над
администрацией осуществляют парламенты
и суды. Другие органы играют в этом деле
менее значительную роль. На протяжении
веков британские суды утверждали свой
авторитет главных толкователей права
страны. Они стали последними инстанцией,
разрешающей все споры о праве. Суды решают
вопрос о том, действует ли администрация
в рамках права, не злоупотребляют ли они
своей властью. Контроль судов над администрацией
стал практическим воплощением принципа
господства права.
Обращение в суд. Любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в суд с жалобой на действия администрации. Британские суды считают, что, как правило, никто не станет тратить деньги и время ради простого любопытства. Если лицо, даже иностранец, обратилось в суд, значит, административное действие его затрагивает.
Около 300 лет назад парламент впервые попытался исключить право на судебный контроль, употребив в законе формулировку «никакого цертиорари», т.е. запретив судам издавать приказы цертиорари, которыми суды затребовали административные дела для проверки законности действия учреждений. Суды в ответ на это выработали позднее правило, в соответствии с которым госорган с полномочиями, предусмотренными законом, не может выходить за их пределы.
Должно ли лицо пройти все административные инстанции, прежде чем оно обратится в суд? Должно, считают суды, если речь идет о целесообразности, уместности административного решения, если спорный вопрос является вопросом политики.
Суды считают бесспорной свою власть над администрацией в 2 случаях: 1) когда учреждение превышает свою власть или 2) когда учреждение действует в рамках своих полномочий, но не правильно применяет нормы права.
Административное право предоставляет частным лицам широкий набор способов судебной защиты. Способы судебной защиты можно разделить на два вида: 1) частноправовые и 2) публично-правовые. К частноправовым относятся: присуждение возмещения убытков; «инджанкшн» (приказ суда, налагающий запрет на действия администрации, которые согласно закону она не может совершить); мнение суда по юридическому вопросу. Публично-правовые: это прерогативные приказы: «цертиорари», «прохибишн» (приказ суда, запрещающий администрации продолжать свои действия с превышением власти); «мандамус» (приказ суда, обязывающий администрацию совершить то, что она обязана сделать по закону); «хабеас корпус» (приказ суда, обязывающий администрацию доставить задержанное ею лицо в суд и объяснить причину ареста.
Административный
процесс в Великобритании, менее
формален, чем в США. Поэтому британским
судам приходится уделять больше
нимания выводам администрации
по фактам и контролю применения администрацией
норм права в каждом конкретном случае.
Масштабы судебного контроля. В Великобритании нет закона, в котором были бы перечислены все те случаи, когда суды вмешиваются в административный процесс. Какие действия администрации могут быть аннулированы судами и в какой степени, решают сами суды, опираясь на прерогативу контролировать администрацию. Любое незаконное действие администрации может быть ими аннулировано.
Административный процесс в Великобритании, как указывалось выше, менее формален, чем в США. Поэтому британским судам приходится уделять больше внимания, с одной стороны, выводам администрации по фактам, а с другой - контролю применения администрацией норм права в каждом конкретном случае. Поэтому многие вопросы относятся судами к вопросам права, а не факта. Так, например, если факты о наличии сделки купли-продажи установлены, то вопрос о том, образуют ли онц/ все вместе состав понятия "торговля" с точки зрения Закона о подоходном налоге, является, по мнению судов, вопросом права и окончательное решение по нему выносит суд. Точно так же вопрос о том, охватывается ли конкретное здание понятием "жилой дом" в значении законов, предоставляющих администрации полномочия по расчистке трущоб, является вопросом права.
В равной степени
суды строго подходят к выяснению
вопроса о юрисдикционных фактах,
при наличии которых
Полный пересмотр административного дела осуществляется судом на основе судебного приказа цертиорари в случае совершения администрацией ошибок в заключении по факту. Такой вывод суд, в частности, может сделать, проверяя мотивировку решения администрации, которая обязательна в силу Закона о трибуналах и расследованиях [7, c.65-66].
Ответственность
администрации за вред. В Великобритании старая поговорка
«король никогда не может причинить зло»
никогда не понималась буквально. Еще
в 13 в. известный правовед и судья Брэктон
говорил, что король – под богом и законом
и ничто иное, как закон делает королей
[6, c.186]. Корона предпочитала возмещать
частным лицам ущерб, причиненный ее слугами
при исполнении ими служебных обязанностей,
чем иметь дело с недовольством, которое
могло стоить ей власти. Поэтому в судах
по искам из причинения вреда государство
в лице короны находилось на положении
обычно стороны, которой частным лицом
предъявлена претензия.
Ответственность короны не снимает личной ответственности с ее служащих. Они (от водителя грузовика до министра) несут прямую ответственность за причиненный ими вред, и судебные иски можно адресовывать непосредственно им. Но обычно такие иски предъявляются короне, поскольку служащие не в состоянии возместить причиненный вред полностью. В свою очередь администрация, возместив ущерб, может применить к служащему регрессный иск.
Заключение
В демократическом
государстве формирование и порядок
деятельности административной (исполнительной)
ветви государствен¬ной власти должны
быть четко урегулированы
Административное
право — важнейшая отрасль
правовой системы любой страны. Особенно
велика его роль в Англии, где
такие факторы, как огромная территория,
многонациональный состав населения,
традиционно большой объем
Эта отрасль
публичного права закрепляет права
и обязанности граждан и иных
невластных субъектов в отношениях
с представителями
Список использованной литературы:
Информация о работе Особенности административного права Англии