Особенности административного права Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:36, реферат

Описание работы

Административное право является одной из главных отраслей системы права Великобритании. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в различных отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этой связи задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений весьма обширны и значимы.

Содержание

Введение.........................................................................................................2
Особенности административного права Англии.......................................2
Организация администрации.......................................................................5
Регулирование административной деятельности.......................................7
Контроль судов над администрацией..........................................................8
Заключение..................................................................................................10
Список исользованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание;.docx

— 35.08 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение.........................................................................................................2
  2. Особенности административного права Англии.......................................2
  3. Организация администрации.......................................................................5
  4. Регулирование административной деятельности.......................................7
  5. Контроль судов над администрацией..........................................................8
  6. Заключение..................................................................................................10

Список исользованной литературы 

Введение 

           Административное право является одной из главных отраслей системы права Великобритании. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в различных отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этой связи задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений весьма обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и идущим реформам.

          Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.

          Все отмеченное позволяет говорить о важном месте административного права в системе права Великобритании и его регулирующем влиянии на ход общественного развития. Соответственно этому и наука административного права занимает важное место в системе правовой науки, перед которой стоят задачи совершенствования механизма административно-правового регулирования, улучшения системы управления, обновления административного законодательства, повышения эффективности правоприменения, укрепления законности, правопорядка и дисциплины.

 Особенности  административного права 

         Особенностью административного права Англии является то, что в отличие от остальных рассмотренных нами стран оно не опирается на писаную конституцию как на базовый закон, так как в Англии конституции нет.

        В этом особенность исторического развития страны, в истории которой не было причин для решительных перемен или переворотов, и в результате структура законодательства, правления и администрирования проходили период становления медленно, скорее отвечая на социальные и политические изменения, а не вызывая их.

       Поэтому большая часть английской конституционной истории касается постепенного перехода власти и полномочий от монарха к парламенту, появления верховных судов, независимых как от парламента, так и от исполнительной власти, и обеспечения гражданских прав. Эти три задачи можно было выполнить относительно мирным путем и вопрос о конституции в письменном виде практически и не вставал.

         Только в настоящее время вопрос о писаной Конституции встал на повестку дня и шагом в этом направлении стало принятие закона о закреплении естественного права человека.

        Рассмотрим основные черты конституционной системы Англии, так как несмотря на отсутствие каких-либо письменных документов, регулирующих вопросы, относящиеся к конституционным принципам, институтам и должностям в правительстве, существует установившееся общее понимание в этой области и четкое определение соответствующих функций, должностных лиц и правительственных чиновников [1, c.348]. 

        В Великобритании административное право долгое время не признавалось в качестве самостоятельной отрасли право. Вплоть до конца прошлого века вмешательство государства в общественную жизнь было сравнительно незначительным, страна не имела постоянной армии, аппарат исполнительной власти был небольшим. Усиление активности государства в XX в., увеличение числа органов управления, рост количества служащих привели в итоге к формированию комплекса правовых норм, регулирующих организацию и деятельность административных учреждений.

         Для британского административного права характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой системы управления. Ими являются:

  - верховенство парламента;

  - разделение полномочий между  администрацией и судами;

  - ответственность министров;

  - господство права. [2, c.9] 

          Парламент – высший государственный орган Великобритании. Принимая законы, он формирует право страны, в том числе и административное. Суды не имеют и не признают за собой полномочий объявить акт парламента неконституционным, тем более, что конституции как единого документа в Великобритании нет и новый закон может изменить или отменить любой старый и стать составной частью британской конституции. Суды поэтому путем утонченного толкования закона ищут окольные пути для того, чтобы «поправить» временами законодателя, когда закон, по мнению судей, окажется сформулированным не совсем удачно.

Англичане считают, что сфера деятельности министров  – это принятие и осуществление  политических решений. Сфера судебной деятельности – не политика, а право. Администрация принимает политические решения, опираясь на факты, которыми она  располагает. При этом она должна руководствоваться законами, действовать  в их рамках. Суд, проверяя по жалобе потерпевшего административные действия, уделяет основное внимание правовой стороне спора, контролирует то, как  действия администрации вписываются  в нормы права.

Министры  – главные представители государства. Они отвечают за все в своей  сфере: за собственные действия и  действия подчиненных им служащих. Все претензии к центральным  правительственным органам в  конечном счете адресуются им. Перед  парламентом министры несут политическую ответственность – вплоть до ухода  в отставку. Перед судами они несут  юридическую ответственность за незаконные действия, свои и своих  подчиненных.

 

          Если подойти к оценке британского административного права с учетом положения в административном процессе различных ветвей государственной власти, то можно сказать, что:

  - для него характерно политическое  верховенство парламента и юридическое  – судов, действующих в рамках  закона;

  - главная задача административного  права – это поддержание равновесия  между необходимостью иметь эффективную  административную власть и защитой  отдельных лиц и общества в  целом от злоупотребления этой  властью. Соответственно этому  правовыми нормами должны быть  установлены пределы административной  власти, ее субъекты и процедура  их деятельности.

  - применение в административном  процессе неформальных процедур  и сравнительно большое участие  в нем непрофессионалов, в частности  не юристов, и отсюда как  бы камерный, домашний характер  этого процесса. 

Характерным для источников британского права является отсутствие конституции как единого документа и большая роль освященных веками обычаев:

  а) обычного;

  б) общего права.

 
С учетом этого источниками административного  права Великобритании являются:

  - законы (конституционные и обычные);

  - обычаи;

  - решения судов по конкретным  делам;

  - административные нормативные  акты.

Среди конституционных  законов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности администрации следует отметить такие акты: 

  1. Закон (Акт) о Хабеас корпус 1679 г.;
  2. Закон (Билль) о правах 1689 г

Эти законы налагают на исполнительную власть обязанность  уважать и соблюдать права  граждан на жизнь, свободу и собственность.  

К числу обычных  законов нужно отнести следующие:

     1) Закон о местном управлении 1972 и 1985 гг., которыми, была оформлена  последняя реформа системы местного  самоуправления, значительно упростившая  и унифицировавшая ее; [3, c.405-503]

      2) Закон об актах делегированного  законодательства 1946 г., который установил порядок принятия и публикации административных нормативных актов, издаваемые по уполномочию парламента;

       3) Закон о трибуналах и расследованиях  1958 г., замененный затем в 1971г. новым законом с таким же названием, который стал первым общим законом, регулирующим организацию и деятельность британской административной юстиции – административных трибуналов и министерских расследований;

        4) Закон об исках к короне  1947 г., который подытожил практику судов по делам об ответственности администрации за вред, причиненный ее служащими.

Значительное  место среди источников занимают обычаи. Ряд своих полномочий исполнительная власть черпает не в законах, а  в прерогативе короны – власти, принадлежащей ей по обычаю. Среди  них, например, ее право регулировать вопросы гражданской службы. Так  же на обычае основывается уходящее корнями  в раннее средневековье право  судов решать окончательно все спорные  вопросы права.

Множество норм административного права сформулировано судами в ходе рассмотрения и решения  ими дел по жалобам частных  лиц на неправомерные действия администрации. Их решения по конкретным делам становятся часто образцами (прецедентами) для  рассмотрения в последующем аналогичных  дел. Нормами такого прецедентного  права суды, прежде всего, очертили свои собственные полномочия по контролю над администрацией: случаи обращения  частных лиц в суды, формы такого обращения, глубину проверки судами административных действий. Судебная практика находит нередко свое подтверждение  в законах и подзаконных актах.

Обширным  источником права являются административные нормативные акты: приказы короны в Совете; циркуляры, инструкции, приказы  и иные предписание министерств  и ведомств; актов местного самоуправления; решения администрации по отдельным  делам, ставшие административными  прецедентами.

 

 Организация администрации 

Формально исполнительная власть в Великобритании принадлежит  короне, которая номинально возглавляет  весь административный аппарат страны. Этот аппарат распадается на центральные  органы и органы местного самоуправления. 

Центральные административные органы. К центральным органам относятся, помимо короны, премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный совет, министерства, ведомства.

Премьер-министр  является главным советником короны. Его должность появилась в  1721 г. [4, c.112], но первое упоминание о нем в законе сделано только в 1917 г. Ключевое положение премьер-министра в системе исполнительной власти основывается на том, что он является лидером партии большинства в парламенте. Премьер-министр возглавляет правительство, руководит деятельностью кабинета, министерств и центральных ведомств. Он решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначение министров и глав центральных ведомств и других главных руководителей министерств и ведомств, высших судей, высшего командного состава вооруженных сил и иных должностных лиц.

Кабинет возник еще в конце XVII в. в качестве органа при короне, в котором заседали наиболее важные министры. В наше время он включает в свой состав обычно около 20 членов. Среди них – премьер-министр, лорд-канцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных дел, обороны, торговли и промышленности, другие наиболее важные должностные лица государства по выбору премьер-министра. Согласно докладу Комитета по механизму государственного управления 1918 г. (Комитет Халдейна) функциями кабинета являются: 1) представление парламенту окончательного варианта политики; 2) контроль за соответствием действий органов исполнительной власти политическому курсу, утвержденному парламентом; 3) разграничение сфер и координирование деятельности министерств и ведомств.

Созывает  кабинет и ведет его заседание  премьер-министр. Протокол заседания  кабинета обычно не ведется. Иногда не протоколируется даже его решение. Наиболее важные решения кабинета для  придания им юридической силы оформляются  в виде законопроектов, направляемых в палату общин, либо в виде приказов короны в Тайном совете.

Британское  правительство не должно, согласно закону, превышать 95 членов. В последние  годы оно состоит обычно из 75-80 членов. В правительство входят министры, возглавляющие министерства (они  называются, как правило, департаментами), и их заместители; министры без портфеля; парламентские секретари министерств; лорд казначейства; лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, главный почтмейстер. В полном составе правительство  никогда не заседает и не принимает  никаких решений, а является, по существу, группой лиц, несущих коллективную политическую ответственность перед  парламентом и уходящих в отставку вместе с его главой – премьер-министром [5, c.42].

В отличие  от правительства Тайный совет при  короне является органом, принимающим  решения. По своей численности (около 300 человек) совет является крупнейшим правительственным органом. В его  состав входят все министры кабинета и некоторые другие министры, судьи  Апелляционного суда, архиепископы английской церкви, почетные члены. Но по обычаю на заседания Тайного совета приглашаются лишь несколько советников – сторонников  правительства. Кворум для заседаний  совета составляет всего лишь 3 советника. На заседаниях Тайного совета оформляются  решения кабинета в виде приказов короны в Совете. Этими приказами  оформляются как акты, имеющие  всеобщий характер, т. е. нормативно-правовые, так и индивидуальные акты, касающиеся отдельных физических и юридических  лиц, в том числе и распоряжения о назначении должностных лиц  администрации.

Информация о работе Особенности административного права Англии