Основы административно-правового статуса государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к ее прохождению чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.
Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя служебные обязанности, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие государственной службы и государственного
служащего…………………………………………………………………..4
2 Прохождение государственной службы……………………………...12
3 Меры ответственности и поощрения государственного
служащего………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………....21
Список использованных источников…………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Государственными  служащими субъекта РФ могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

     Государственная должность – это должность  в федеральных органах государственной  власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в  системе государственных структур.

     Классификация должностей. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

     — высшие (5-я группа):

     — главные (4-я группа);

     — ведущие (3-я группа);

     — старшие (2-я группа);

     — младшие (1-я группа)3.

     Прием (зачисление) на государственную службу. Правом поступления на государственную службу имеют граждане российской федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом для государственных служащих. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.

     Назначение  на должность производит компетентный государственный орган или должностное  лицо путем издания соответствующего юридического акта (приказа и др.). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлагается осуществление должностных функций, обязанностей и прав. Государственные должности подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

     По  характеру выполняемой работы служащие подразделяются на служащих государственных  органов, осуществляющих задачи и функции  государства, их труд носит организационный, управленческий характер; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых характеризуется организацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурной и иной деятельности.

     По  органам, где работают служащие, последние  подразделяются на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных и иных государственных органов.

     К должностным лицам, относятся государственные  служащие, наделенные правом совершать  в пределах своей компетенции  юридически значимые действия властного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Должностные лица издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами и др. Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаков. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Они пользуются правом найма и увольнения работников, применяют меры поощрения и налагают дисциплинарные взыскания на подчиненных им работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2  Прохождение государственной службы 

     Прохождение государственной службы включает несколько  этапов.

     Поступление на гос. службу. Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства и др.

     Способом  замещения государственной должности  государственной службы является назначение, т. е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. В ряде ситуаций акт назначения может состояться только в случае успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, другой трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность.

     Прохождение гос. службы. При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о гос. службе.

     Прекращение гос. службы. Законодательство предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях:

     1) достижение госслужащим предельного возраста нахождения на гос. службе (он установлен в 60–65 лет);

     2) прекращение гражданства РФ;

     3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;

     4) разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;

     5) возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на гос. службу.

     При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится  под защитой государства. Никто кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении незаконного указания, приказа служащий должен руководствоваться законом. Государственный служащий не может быть ограничен решениями политических партий, объединений и массовых движений, преследующих политические цели. За противоправные действия, бездействие, ненадлежащее исполнение обязанностей служащий несет юридическую ответственность.

     Государственный служащий обладает личными правами. Он имеет право:

     — на продвижение по службе;

     — увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и  уровня квалификации;

     — знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного  дела, отзывами о своей работе и  другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

     — требовать служебного расследования  для опровержения порочащих его  честь и достоинство сведений;

     — на увольнение, выход в отставку4.

     В соответствии с ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.

     Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав служащий вступает в правовые, в том числе и административно-правовые, отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и во вне его.

     Государственному  служащему гарантируются: денежное содержание, ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, государственное  страхование и другие социальные права, предусмотренные законодательством  о труде, положением о службе в той или иной разновидности государственной службы.

     Основные  обязанности государственного служащего:

     - обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в т.ч. регулирующих сферу его полномочий;

     - добросовестно исполнять должностные обязанности;

     - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

     - исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

     - в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

     - соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

     - поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

     8 сохранять государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

     - сообщать о выходе из гражданства РФ;

     - соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;

     - представлять в органы налоговой службы при поступлении на гос. службу и ежегодно сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и т.д.

       Государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Вместе с тем они не могут освобождаться и от общегражданских обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную, а в установленных законом случаях - альтернативную гражданскую службу и т.д. (ст. ст. 57, 58, 59 и др. статьи Конституции РФ)5. В Законе особо выделяется обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение Конституции РФ, поскольку именно в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов. Данное свойство придает ей высшую юридическую силу, что закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15).

     Служебные права и обязанности не могут  выходить за пределы прав и обязанностей органа, где проходят службу государственные  служащие. Чаще всего права должностного лица одновременно являются и его обязанностями, а осуществление этих прав гарантируется государственным принуждением. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы административно-правового статуса государственных служащих