Основные теоретические аспекты административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Работа содержит 1 файл

Глава I.docx

— 40.14 Кб (Скачать)

Повторное административное правонарушение — это деяние, совершенное  одним и тем же лицом в течение  срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение — это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП11.

Таким образом, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Классификация административных правонарушений может быть проведена  по различным основаниям: в зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения; в зависимости от объекта административного правонарушения; по степени общественной опасности; в зависимости от субъекта административного правонарушения; по субъектам административной ответственности; в   зависимости от характера субъективной стороны; в зависимости от характера причиненного вреда; в зависимости от содержания объективной стороны и другие. 

1.2. Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение обладает четырьмя основными признаками: общественной опасностью, административной противоправностью, виновностью и административной наказуемостью12.

1. Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным законным интересам личности, общества и государства.

Административное правонарушение может причинить реальный или  ожидаемый (возможный) физический, материальный, моральный вред. К примеру, реальный материальный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и материальный вред – нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих  ядовитых и взрывчатых веществ13.

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила  поведения, предусматривает возможность  применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность  правонарушения обусловливает ответственность  за его совершение. Отсутствие данного  признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат  может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный  проезд), так и в создании условий  для наступления 

вреда (нарушение санитарно-гигиенических  правил).

Законодатель при определении  в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие  от понятия преступления.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей  степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности14.

Однако его вредность  констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание КоАП.

Тем не менее дискуссия  об общественной опасности административных правонарушений в теории административного  права продолжается. Так, в юридической  литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а  административный проступок характеризуется лишь "вредоносностью". С точки зрения Л.Л. Попова, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения15.

В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного  движения, пожарную безопасность (в  результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия и многого другого. В качестве примера можно привести и многие другие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений в налоговой, таможенной и других сферах.

Признак общественной опасности  деяния не является неизменным, навсегда признанным обществом и закрепленным в праве. Развитие общества и государства, научно-технический прогресс, и многое другое вносят существенные коррективы в критерии признания деяния общественно  опасным. Законодатель, "улавливая" изменения в обществе, общественном мнении, правосознании граждан, может  отказать в признании общественной опасности, следовательно, наказуемости тех или иных деяний (например, спекуляции, мужеложства, бродяжничества) и, наоборот, установить, в частности, административную ответственность за новые общественно  опасные деяния, которые таковыми ранее не являлись (например, налоговые, бюджетные, таможенные, воинские, миграционные правонарушения).

Правом определять наличие  или отсутствие общественной опасности  административного правонарушения (деяния) обладают в рамках "административного  усмотрения" и правоприменители. Так, ст. 2.9 КоАП устанавливает, что при  малозначительности, а значит, и  отсутствии общественной опасности  совершенного правонарушения орган (должностное  лицо), уполномоченный решать дело, может  освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда  личности, обществу или государству.

  1. Административное правонарушение — это противоправное деяние, которое прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права  общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении  или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином  установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

Кроме того, необходимо иметь  в виду, что противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное  здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Границы административной противоправности и меры административной ответственности  устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых  таких деянием.

  1. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Административным правонарушением  является виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или  бездействующего) лица16. В обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия.

Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий  такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению.

Деяние юридического лица признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению17.

При совершении административного  проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и  неосторожности. Вина − это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

4. Административная наказуемость заключается в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяются административные наказания.

Возможность применения административных взысканий является общим свойством  административных правонарушений. В  большинстве случаев, если выявлен  проступок, виновного привлекают к  административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может  быть применено (истек срок давности, отменена норма и т.д.)18.

        Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими

последствиями применения мер  административной ответственности. Их суть

состоит в том, что применение к правонарушителю административного  наказания влечет для него состояние  административной наказанности; в его  правовой статус включается элемент, характеризующий  новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания  исполнения постановления о назначении административного наказания и  аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или  санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока  считается не подвергнутым административному  наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более  сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций  и даже административного ареста.

Таким образом, от иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков: общественной опасностью, административной противоправностью, виновностью, административной наказуемостью.

Перечисленные и раскрытые  признаки административного правонарушения позволяют правоохранительным органам (должностным лицам) обнаружить и  отграничить административные правонарушения от иных вариантов социального поведения  физических и юридических лиц, сделать  вывод о наличии события административного  правонарушения, но не позволяют привлечь правонарушителя (физическое или юридическое  лицо) к административной ответственности. Этому служит юридический состав административного правонарушения.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 16.05.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2008)

2 Административное право: учебник/ Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ , 2005. -313с.

3 Стахов А.И. Административная ответственность.: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. – 33 с.

4 Административное право России: учеб. / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 295 с.

5 См.: Страунинг Э.Л. О недостатках законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы.// Административное и муниципальное право 2008. № 7. С.60-62

6 См.: Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение налогового законодательства по Налоговому Кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП).// Государство и право 2007. №8. С. 14-22

7 Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - "Юстицинформ", 2008 г.

8 Административное право российской Федерации/ Отв. Ред. Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2004. – 336 с.

9 Стахов А.И. Административная ответственность.: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. – 35 с.

10 Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения.// Российская юстиция 2007. №7. С.2-4

11 Якимов А.Ю. Повышенная ответственность за неоднократное совершение административных правонарушений (Правовые и организационные вопросы).// Государство и право 2007. №8. С. 5-13

12 Административное право России: учеб. / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 290 с.

13 Стахов А.И. Административная ответственность.: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. – 30 с.

14 Васильев Э.А. Общественная опасность – основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений.// Государство и право 2007. № 4. С. 84-90

Информация о работе Основные теоретические аспекты административного правонарушения