Основные особенности и основания для введения специальных администативно-правовых режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:30, реферат

Описание работы

Определение понятия и сущности административно-правовых режимов зависит от соотношения терминов «режим», «правовой режим», «административно-правовой режим». Под режимом принято понимать законность, порядок, социальный режим некоторых объектов или видов деятельности, закрепленных правовыми нормами и обеспеченными совокупностью юридических средств, совокупность методов, систем правил, мер, установленных для достижения определенной цели. Такая неоднозначность в характеристике понятия «режима» объясняется тем, что данный термин имеет различную содержательную нагрузку в зависимости от ряда факторов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у которого сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Режимы  чрезвычайного и военного положения  затрагивают общие вопросы организации  управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть сведены  к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно правоохранительных и военных органов.

4. Режим охраны государственной  границы.

Пограничный режим служит исключительно интересам  создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной  зоне: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных  средств; хозяйственной, промысловой  и иной деятельности, проведения  массовых общественно - политических, культурных и других мероприятий;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных 
(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение  граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных  учреждений, учреждений 
(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

5. Режим секретности.

Законодательство Российской Федерации  о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 10 ноября 2002 г.), 
Законе Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента РФ №1203 от 
30 ноября 1995 года об утверждении "Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", "Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" №71 от 20.01.1996.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб безопасности страны.

Информация тесно связана с  ее носителями - материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят  свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений  и процессов.

Можно назвать следующие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может принести  ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут  быть отнесены к государственной  тайне, закреплены в законодательстве;

4) она охраняется мерами уголовной  ответственности и иными принудительными  средствами;

5) для ее охраны создан специальный  административно- правовой режим  - режим секретности.

Итак, секретность - важное средство обеспечения  государственной безопасности.

 

2. Раскройте сущность  оснований административной ответственности:

- нормативное;

- фактическое;

- процессуальное.

 Нормативные основания административной ответственности

Особенностью административного  права как отрасли является огромное многообразие его источников.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. Нормы права также подразделяются, - на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные. Именно охранительные нормы права и являются теми нормами, которые устанавливают административную ответственность, т.е. являются нормативным основанием её применения.

Особенностью охранительной функции  административного права является то, что оно является необходимым  условием реального, существования иных отраслей права, создает инфраструктуру, в которой реализуются нормы других отраслей и базис на котором зиждется ответственность за невыполнение данных норм права.

Административное право тесно  связано с уголовным, т.к. административное право своими наказаниями призвано предотвращать такой ущерб, охраняемым законам отношениям, который может перерасти в уголовные деяния, например - установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения. В данном случае административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует уже уголовная ответственность.

Так какими же из перечисленных источников может устанавливаться административная ответственность, т.е. другими словами, что является нормативным основанием для её применения, в каких нормативно-правовых актах она может содержаться.

В соответствии со ст. 1.1. «Законодательство  об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (далее КоАП РФ или Кодекс), законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Причем в вопросах установления административной ответственности субъектами РФ, они ограничены рамками, предусмотренными статьей 1.3. КоАП РФ, согласно которой административная ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливается только на Федеральном уровне.

Следует подчеркнуть, что юридическое (т.е. формально-нормативное) основание  административной ответственности составляет сейчас именно закон, а никакой иной правовой нормативный акт (указ, правительственное постановление и т.д.). Участие местных представительных органов и органов исполнительной власти всех уровней (включая федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ), а также Президента РФ в установлении административной ответственности КоАП исключает.

Фактические основания административной ответственности

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным фактическим основанием административной ответственности правонарушителя.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что  административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В качестве признаков административного  правонарушения названы противоправность, виновность и наказуемость:

противоправность означает запрещенность  действия (бездействия) законодательством  об административных правонарушениях.

виновность выражает субъективное вменение - деяние признается административным правонарушением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 Кодекса;

наказуемость подразумевает наличие  нормы Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие).

Административным правонарушением  признается деяние, влекущее в соответствии с КоАП либо законом субъекта РФ именно административную (по перечню административных наказаний, указанных в ст. 3.2 КоАП), а не другую юридическую ответственность. Формулируя составы пограничных с преступлениями административных правонарушений, КоАП этот признак иногда подчеркивает особо - в виде оговорки: «…если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, в ч. 4 ст. 14.25, ст. 15.24 и др.) или «… при отсутствии признаков преступлений». Часть 1 ст. 2.1 Кодекса указывает на две формы деяния (внешнего акта поведения человека), признаваемого административным правонарушением: действие (активное поведение) и бездействие (пассивное поведение, выражающееся в несовершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).

Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные элементы являются обязательными  для полного и законченного состава  правонарушения.

Процессуальные основания административной ответственности

Другая группа оснований ответственности  прежде всего включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает  и реально осуществляется. Эти  акты подчеркивают объективную сторону  ответственности, т. е. то, что без соответствующий реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях. Об этих основаниях и пойдет речь в этой главе.

Причем хотелось бы отметить, что  протокол об административном правонарушении сам по себе не является процессуальным основанием административной ответственности. Как и не является им заявление уполномоченного органа или должностного лица о привлечении к ответственности юридического лица или предпринимателя, направленное в соответствии со ст. 202 АПК РФ.

Протокол об административном правонарушении является тем основанием, при наличии  которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с постановлением прокурора, определением о проведении административного расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.28.1 КоАП РФ). Наличие составленного протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот факт, что в дальнейшем будет иметь место применение административного наказания.

Например, итогом административного расследования (ч.6 ст. 28.7 КоАП РФ), а также итогом рассмотрения дела об административном правонарушении (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ) может стать постановление о прекращении дела об административном правонарушении, и в этих случаях мы не можем говорить о наличии административной ответственности. В то же время законодательство об административной ответственности допускает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (ч.1 ст.28.6 КоАП РФ).

Однако и отсутствие протокола, по той категории дел, где он необходим, заявления о привлечении к  административной ответственности, направленного  в соответствии со ст. 202 АПК либо другого процессуального документа, предусмотренного КоАП РФ, несоблюдение процессуальной формы этих документов может сделать невозможным и саму ответственность.

Процессуальным основанием административной ответственности является акт компетентного  органа о наложении конкретного  административного взыскания за конкретный административный проступок на конкретное виновное лицо.

В соответствии со ст. 29.9. КоАП РФ «Виды  постановлений и определений  по делу об административном правонарушении», по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут  быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения (постановления). Решение по существу дела оформляется постановлением. В случае же, если выносимым решением не рассматривается дело по существу, а разрешаются иные процессуальные вопросы, то выносится определение.

3. Задача:

Военнослужащий сержант  Зорин, возвращаясь из отпуска, совершил мелкое хулиганство в поезде. Начальник  поезда оштрафовал Зорина, но в связи  с тем, что у оштрафованного не было денег на уплату штрафа, начальник  поезда направил протокол об административном правонарушении командованию военной части. Узнав о проступке Зорина, командир части приказал взыскать денежный штраф из его денежного содержания. Правомерны ли действия указанных должностных лиц? Раскройте механизм ответственности Зорина на основании юридической квалификации действий участников произошедших событий.

ОТВЕТ:

Согласно Ст. 2.5. КоАП РФ, за административное правонарушение (мелкое хулиганство) военнослужащие несут дисциплинарную ответственность.

Согласно Ст. 28.4 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г., дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

За дисциплинарный проступок к могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

Информация о работе Основные особенности и основания для введения специальных администативно-правовых режимов