Основные особенности и основания для введения специальных администативно-правовых режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:30, реферат

Описание работы

Определение понятия и сущности административно-правовых режимов зависит от соотношения терминов «режим», «правовой режим», «административно-правовой режим». Под режимом принято понимать законность, порядок, социальный режим некоторых объектов или видов деятельности, закрепленных правовыми нормами и обеспеченными совокупностью юридических средств, совокупность методов, систем правил, мер, установленных для достижения определенной цели. Такая неоднозначность в характеристике понятия «режима» объясняется тем, что данный термин имеет различную содержательную нагрузку в зависимости от ряда факторов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский Государственный Университет 
Юридический факультет 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Аминистративное Право

Вариант 10

 

                               Выполнила:

                                               Студентка группы Ю-235

                                                                  Подлипаева Евгения Александровна

                                                          Зачетная книжка №07-3266-160

Проверила:

                                                Макосейчук Тамара Михайловна 
 
                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 
          2008 г.

1. Назовите основные особенности и основания для введения специальных администативно-правовых режимов.

Определение понятия и сущности административно-правовых режимов  зависит от соотношения терминов «режим», «правовой режим», «административно-правовой режим». Под режимом принято понимать законность, порядок, социальный режим  некоторых объектов или видов деятельности, закрепленных правовыми нормами и обеспеченными совокупностью юридических средств, совокупность методов, систем правил, мер, установленных для достижения определенной цели. Такая неоднозначность в характеристике понятия «режима» объясняется тем, что данный термин имеет различную содержательную нагрузку в зависимости от ряда факторов.

Правовой режим представляет собой  достаточно широкое юридическое  понятие. Он означает, что определенные действия, правоотношения урегулированы  правом. Иными словами, правовой режим — это многогранное явление, которое проявляется в специфическом комплексе приемов и средств регулирования.

По мнению В. Б. Рушайло: «Правовой  режим — это закрепленные в  законодательстве права, обязанности  и ответственность, система мер, используемых для достижения поставленной цели и система правового влияния, которая заключается в специфике приемов регулирования и его механизме».

Административно-правовые режимы ставят перед собой цель создание на пути правонарушителей надежных правовых барьеров, которые бы затрудняли или же полностью исключали достижение противоправных целей.

Определяя понятие термина «административно-правовой режим» В. В. Ласточкин рассматривает  его как совокупность правовых установок  и необходимых организационных управленческих мер, которые обеспечивали бы порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также порядок деятельности государственных органов и общественных организаций, которые наиболее адекватно отвечают интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном участке государственного управления.

По мнению Д. Н. Бахраха, административно-правовой режим - это определенное сочетание  административно-правовых средств  регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.

Во всех административно-правовых режимах следует различать две  взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона - это причины  и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона - кто, на какой  срок, на какой территории устанавливает  режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав.

Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых  происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как  чрезвычайные 
(экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым режимам.

Чрезвычайный режим - это специальный  правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку  в организации управления, являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

2. Чрезвычайное положение.

3. Военное положение.

4. Режим охраны государственной  границы.

5. Режим секретности.

1. Чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. От 18.12.2006г.). В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная  система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Непосредственное государственное  управление в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно- технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.

В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС 
России - является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 
Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.

Закон определяет также права и  обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.

2. Чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение действует  в соответствии с Федеральным Конституционным Законом «О Чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан  или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых  невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том  числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или  в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации  о введении чрезвычайного положения  незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением.

3. Военное положение.

Возможность его введения предусмотрена  также Конституцией 
Российской Федерации и отнесено к компетенции Президента Российской 
Федерации.

Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30.01.2002г., которым предусмотрены условия, основания и порядок введения военного положения, особенности организации государственной власти на территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в период военного положения. В Законе предусмотрены следующие основания для введения военного положения:

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации  основанием для введения Президентом  Российской Федерации военного  положения на территории Российской  Федерации или в отдельных  ее местностях является агрессия  против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. В соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права агрессией против Российской  Федерации признается применение  вооруженной силы иностранным  государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на территорию  Российской Федерации, любая военная  оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами  иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов  Российской Федерации вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств);

4) нападение вооруженных сил  иностранного государства (группы  государств) на Вооруженные Силы  Российской Федерации или другие  войска независимо от места  их дислокации;

5) действия иностранного государства  (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени  иностранного государства (группы  государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Непосредственной угрозой агрессии  против Российской Федерации  могут признаваться действия  иностранного государства (группы  государств), совершенные в нарушение  Устава ООН, общепризнанных принципов  и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений  прав и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях (военно- квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)

Информация о работе Основные особенности и основания для введения специальных администативно-правовых режимов