Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

В административной науке принято выделять три основания административной ответственности. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения.

Содержание

Введение
1 Основания привлечения к административной ответственности
1.1 Нормативные основания административной ответственности
1.2 Фактические основания административной ответственности
1.3 Процессуальные основания административной ответственности
2 Порядок привлечения к административной ответственности
3 Заключение
4 Список литературы

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

- наказуемость подразумевает наличие нормы Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие).

Часть 1 ст. 2.1 Кодекса указывает  на две формы деяния (внешнего акта поведения человека), признаваемого  административным правонарушением: действие (активное поведение) и бездействие (пассивное поведение, выражающееся в не совершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).

Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет  состав: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные элементы являются обязательными для полного и  законченного состава правонарушения.

Объект правонарушения

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступа-ют: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления, и другие указанные в особенной части КоАП РФ, в гл. 5-11.

Объективная сторона  правонарушения

Объективная сторона любого правонарушения (будь то уголовное  преступление или административное правонарушение) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим  правоотношениям в сфере административного  регулирования.

Одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без  маркировки  марками  установленных  образцов в  случаях, когда эта  маркировка  обязательна; продажа  юридическими лицами  или индивидуальными  предпринимателями  товаров  без  документов,  содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце. 

Данный аспект объективной  стороны носит квалифицирующий  характер, от которого зависит степень  общественной опасности проступка  виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

Субъект правонарушения

Виновные лица - это физические и юридические лица, совершившие  те или иные деяния, запрещенные  действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного  права.

В отношении физических лиц  устанавливается минимальный возраст  привлечения к административной ответственности, ст. 2.3. КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения административного  правонарушения возраста шестнадцати  лет.

Юридические лица

 «Организации обозначены КоАП  в качестве субъектов ответственности  по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП юридические лица - не субъекты ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемом Кодексом механизме административного наказания».

Субъективная сторона  совершения административного правонарушения

Единственным фактическим основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и обобщающего в составе административного проступка все предусмотренные нормами административного права элементы, как-то: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В науке административного права  существуют две разновидности составов проступков: формальный и материальный.

При формальном правонарушении, правонарушение считается оконченным в момент его совершения, независимо от наступивших последствий. Для формальных составов правонарушений характерна умышленная вина. Она заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.

В материальных составах административных правонарушений вина конкретизируется в отношении виновного лица к наступившим последствиям, т.е. в правовой норме изначально прямо указывается на наступление социально неблагоприятных последствий для объекта административного права, например умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ).

Практическое значение разграничения  формальных и материальных составов связано также с определением момента, когда правонарушение в  целях привлечения лица к административной ответственности следует считать оконченным.

Чтобы ответственность стала правовой действительностью, необходим сложный  состав юридических фактов, на основе которых она и возникает как  правоотношение. В своей совокупности эти факты могут быть названы  фактическими основаниями правовой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Процессуальные основания административной ответственности

Другая группа оснований ответственности  прежде всего включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает  и реально осуществляется. Эти  акты подчеркивают объективную сторону  ответственности, т. е. то, что без  соответствующий реакции государства  и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается  в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется  в конкретных правоотношениях. Об этих основаниях и пойдет речь в этой главе.

Причем хотелось бы отметить, что  протокол об административном правонарушении сам по себе не является процессуальным основанием административной ответственности. Как и не является им заявление  уполномоченного органа или должностного лица о привлечении к ответственности  юридического лица или предпринимателя, направленное в соответствии со ст. 202 АПК РФ.

Протокол об административном правонарушении является тем основанием, при наличии  которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с  постановлением прокурора, определением о проведении административного  расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (ст.28.1 КоАП РФ). Наличие составленного  протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот  факт, что в дальнейшем будет иметь  место применение административного  наказания.

Процессуальной особенностью дел  рассматриваемых в арбитражном  суде является, то обстоятельство, что  по результатам рассмотрения заявления  о привлечении к административной ответственности выносится не постановление как это предусмотрено ст. ст. 29.9, 29.10. КоАП РФ, а решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, в соответствии со ст. 206 АПК РФ.

Особенности процессуальных оснований административной ответственности  по делам об административных правонарушениях  в сфере безопасности дорожного  движения

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в связи  с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства  в безопасном дорожном движении, недостаточной  эффективностью функционирования системы  обеспечения безопасности дорожного  движения, крайне низкой дисциплиной  участников дорожного движения. На эту проблему также обращал свое внимание Президент РФ. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005

Одной из особенностей процессуальных оснований по делам об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения является то, что  в силу ч. 4 ст. 29.5. КоАП РФ дело об административном правонарушении, влекущем лишение права  управления транспортным средством, может  быть рассмотрено по месту учета  транспортного средства, а не только по месту совершения административного  правонарушения или в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, по месту  жительства лица совершившего правонарушение или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Ещё одна процессуальная особенность  данной категории дел проявляется  в следующем. В соответствии с  ч.2 ст.29.11. КоАП РФ, копия постановления  по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Отсутствие подтверждения о  получении данного документа  не позволяет определить момент истечения  срока его обжалования, что недопустимо  для юрисдикционной процедуры как  части административного процесса. Тем более, что течение процессуальных сроков обжалования является определяющим моментом при исполнении судебного  акта.

Процессуальной особенностью является также обязательное участие понятых  при совершении определенных процессуальных действий по данным делам и соответственно возможность привлечь данных понятых  к участию в деле об административном правонарушении в качестве свидетелей. В соответствии с Кодексом должностные лица органа административной юрисдикции, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, участниками производства по делу не являются. В случае необходимости получения от них пояснений, указанные лица могут быть опрошены в качестве свидетелей с соблюдением требований ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 17.9 и 25.6 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

2 Порядок привлечения к административной ответственности

 

Проверку соблюдения процессуального  порядка привлечения к административной ответственности надлежит осуществлять через требования приводимых ниже и  других статей КоАП:  
   - о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности; 
    - в протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол (постановление) может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (постановления) в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе (постановлении)  
   - копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе;   - при совершении нарушения, за которое, в соответствии с КоАП, может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу;  
   - при совершении нарушений, предусмотренных (стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, а также в отведенных местах с нарушением установленного порядка), (приобретение, хранение, передача другим лицам или продажа гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия без разрешения органов внутренних дел), (нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного гладкоствольного охотничьего и нарезного оружия и боевых припасов гражданами, имеющими разрешение органов внутренних дел на хранение оружия; нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов работниками предприятий, учреждений и организаций, ответственными за их сохранность, а равно использование ими огнестрельного оружия и боевых припасов не по назначению), (нарушение установленных сроков регистрации (перерегистрации) гражданами огнестрельного оружия или правил постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении места жительства, (уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение в связи с выбытием из охотничьих обществ) КоАП, работники милиции вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов; 
           - лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 247);  
       - рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение  
    - рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов по делу об административном правонарушении принимается в форме решения. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем; 
    - постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле;  
    - административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. 
    
           Практически в каждом решении суда или иного органа указывается на те или иные нарушения процессуальных норм, например:

  • составление протокола произведено с нарушением требований закона. В протоколе не указан нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
  • согласно должностной инструкции, лицо, составившее протокол, не имело на это права;
  • пропущен 15-дневный срок для рассмотрения протокола;
  • сделать вывод, о каком конкретном нарушении правил идет речь, невозможно, так как в постановлении в нарушение ст. 261 КоАП не указан закон;
  • в протоколе об административном нарушении нет отметки о том, что лицу, привлекаемому к ответственности, разъяснены права и обязанности;
  • нарушитель не приглашался для рассмотрения административного правонарушения или рассмотрение вовсе не проводилось;
  • административное дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, без данных о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела;
  • в постановлении не указано, на основании какого закона привлечен к ответственности, в постановлении указана ст. 84, а вместо названия закона стоит многоточие и т.п.;
  • копия постановления по делу в течение трех дней после рассмотрения дела не вручалась и не высылалась;
  • факт совершенного правонарушения не соответствует нормативному документу, указанному в акте проверки;
  • в протоколе не отражено место и время совершения правонарушения.

В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 14 апреля 1988 г. № 4 указано: Если в процессе судебного разбирательства  будет установлено, что административное правонарушение действительно имело  место и заявитель мог быть подвергнут административному взысканию, но обжалуемое им постановление вынесено с нарушением срока для наложения  административного взыскания, суд, удовлетворяя жалобу по мотивам пропуска этого срока, указывает в решении  и на обстоятельства, свидетельствующие  о совершении административного  правонарушения.

Если заявитель необоснованно  был подвергнут административному  взысканию и, кроме того, нарушен  названный выше срок, суд удовлетворяет  жалобу как по мотивам необоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, так и в связи с пропуском срока наложения административного взыскания.

По нашему мнению, вместо слов срока  для наложения административного  взыскания (то есть акцентировано внимание на несоблюдение только одного и именно этого требования), в постановлении  должна быть более широкая формулировка оснований удовлетворения жалоб, например, срока для наложения административного  взыскания и других процессуальных норм.

Информация о работе Основания и порядок привлечения к административной ответственности