Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

В административной науке принято выделять три основания административной ответственности. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения.

Содержание

Введение
1 Основания привлечения к административной ответственности
1.1 Нормативные основания административной ответственности
1.2 Фактические основания административной ответственности
1.3 Процессуальные основания административной ответственности
2 Порядок привлечения к административной ответственности
3 Заключение
4 Список литературы

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Дисциплина: «Правоведение»

Тема: Основания и порядок привлечения к административной ответственности

 

 

 

 

Выполнила : ст.гр. ПГзС 09-01                                                Авдющенко С.С.

Проверил :           Андреенко В.А.

 

 

Уфа – 2011г.

 

Содержание

Введение                                                                                                                                    

1 Основания привлечения к административной ответственности

1.1 Нормативные основания административной ответственности

1.2 Фактические основания административной ответственности

1.3 Процессуальные основания административной ответственности

2 Порядок привлечения к административной ответственности

3 Заключение                  

4 Список литературы                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административное правонарушение (проступок) - посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.  
           Административная ответственность за проступки, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Термин ответственность  достаточно многообразен. Его существование  предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него, от его законов, нельзя: в любых жизненных ситуациях  человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами  и ценностями, с интересами других людей. В свою очередь общество сопоставляет свои интересы и поведение с деятельностью  субъекта, адекватно реагируя на различные  варианты поведения (поощряя, одобряя  ответственное поведение или  наказывая нарушителя).

Административная ответственность  является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность  за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую  юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В  связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более, что  в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе  способствует нормотворческая работа субъектов РФ; изменяется административно-юрисдикционная деятельность: появляются новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносятся коррективы в структуру таких органов  и в содержание их полномочий; нарабатывается судебная практика, в т.ч. по таким  субъектам административной ответственности  как юридические лица, вносятся изменения  в действующий порядок вынесения  постановлений о наложении взысканий. Точность в понятиях и оценках положений о данном виде ответственности, с учетом её конституционно-правовой природы, установление её согласованности внутри себя, а также с иными отраслями права, является важной предпосылкой согласованности и системности российского законодательства, способствует единообразию правоприменительной деятельности, укреплению законности и правопорядка.

В административной науке  принято выделять три основания  административной ответственности. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем, и форма принудительных мер к конкретному лицу.

Говоря другими словами  можно сказать, что:

1. Нормативное основание  административной ответственности  это то, чем установлена ответственность  и не просто ответственность,  а именно юридическая, и именно  административная;

2. Фактическое основание  административной ответственности,  это те юридические факты, а  именно виновные деяния (действия  и/или бездействия) субъекта ответственности,  за которые он может понести  административную ответственность;

3. Поскольку ответственность  это правоотношение, где с одной  стороны субъектом выступает  нарушитель, а с другой стороны  уполномоченные органы государства  или должностные лица, - процессуальные  основания это те действия  уполномоченных органов и должностных  лиц, обличенные в форму правоприменительного  акта, которые они должны совершить,  чтобы конкретное лицо понесло  конкретное наказание за конкретное  правонарушение.

 

 

1 Основания привлечения к административной ответственности

1.1 Нормативные основания административной ответственности

Особенностью административного  права как отрасли является огромное многообразие его источников. В числе  источников административного права  как отрасли необходимо выделить следующие: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты глав субъектов Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ, а  также ее международные договоры. Однако не все из вышеперечисленных источников административного права являются нормативными основаниями административной ответственности.

Как и любая отрасль  права, административное право выполняет  регулирующую и охранительную функции. Нормы права также подразделяются, - на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные. Именно охранительные нормы права  и являются теми нормами, которые  устанавливают административную ответственность, т.е. являются нормативным основанием её применения.

Особенностью охранительной  функции административного права  является то, что оно является необходимым  условием реального, существования  иных отраслей права, создает инфраструктуру, в которой реализуются нормы  других отраслей и базис на котором  зиждется ответственность за невыполнение данных норм права.

Административное право  тесно связано с уголовным, т.к. административное право своими наказаниями  призвано предотвращать такой ущерб, охраняемым законам отношениям, который  может перерасти в уголовные  деяния, например - установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения. В  данном случае административное право  должно предотвращать еще более  опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует  уже уголовная ответственность.

Так какими же из перечисленных  источников может устанавливаться  административная ответственность, т.е. другими словами, что является нормативным  основанием для её применения, в  каких нормативно-правовых актах  она может содержаться.

Что касается «вопросов федерального значения», то в законотворческой практике субъектов Федерации и практике общего прокурорского надзора выработан  и реализуется следующий способ истолкования данного понятия. Если КоАП РФ устанавливает административную ответственность бланкетно, указывая на нарушение «законодательства» в  какой-либо сфере вообще, а не «законодательства  Российской Федерации», то за нарушение  законодательных норм субъектов  Российской Федерации в данной сфере  административная ответственность  субъектом Федерации не может  быть установлена.

Но такой простой практический путь не снимает теоретическую и  конституционную проблему разграничения  предметов ведения по особенной  части законодательства об административных правонарушениях.

Состояние нечеткой разграниченности полномочий федерального и регионального  законодателей в части принятия норм особенной части законодательства об административных правонарушениях  порождает и другую проблему, также  имеющую конституционно-правовые корни. В частности, без ответа остается вопрос о том, вправе ли субъекты Российской Федерации принимать законы об административной ответственности по предметам совместного ведения, если такая ответственность федеральным законом не установлена.

Признание Конституционным Судом Российской Федерации такого права за субъектами Федерации не снимает указанную проблему в сфере административной ответственности, поскольку существует еще немало общественных отношений, полномочия, по правовому регулированию которых не четко разграничены между Российской Федерацией и ее субъектами. Существуют проблемы в толковании содержания различных предметов ведения и вопросов местного значения. Таким образом, очевидно, что данное направление развития нормативного основания административной ответственности нуждается в серьезной корректировке. В частности, КоАП РФ должен быть, по мнению многих ученых, дополнен положениями, более четко закрепляющими компетенцию субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

В юридической науке высказано  мнение, согласно которому нормы международного права о правах человека и нормы  Российской Конституции требуют, чтобы  правовое регулирование всех вопросов административной ответственности  было сосредоточено на федеральном  уровне.

Субъекты РФ вправе принимать  законодательные акты по вопросам административной ответственности за деяния, которые  не нашли закрепления в КоАП РФ. Так, статьей 11.18 КоАП РФ установлена  административная ответственность  за безбилетный проезд в пригородных  поездах, в поездах местного и  дальнего сообщения, на судах морского транспорта и судах внутреннего  водного транспорта, безбилетный  полет на судне воздушного транспорта и безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения. В свою очередь, административная ответственность за безбилетный проезд в городском общественном транспорте определяется законами субъектов РФ.

Законы субъектов РФ об административной ответственности  могут как регламентировать порядок  привлечения к административной ответственности за определенные деяния, так и включать в себя нормы  ответственности за группы разнородных  административных правонарушений. В  первом случае, можно сказать, что  каждому деянию или группе однородных деяний, посягающих на определенную категорию  общественных отношений, посвящен отдельный  закон субъекта РФ. Во втором случае такой закон представляет собой  по сути мини-кодексы, включающие в  себя перечни разнородных административных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Фактические основания административной ответственности

Признаки административного  правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным фактическим основанием административной ответственности правонарушителя.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  данным Кодексом или законами субъектов  РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

В качестве признаков административного  правонарушения названы противоправность, виновность и наказуемость:

- противоправность означает запрещенность действия (бездействия) законодательством об административных правонарушениях.

- виновность выражает субъективное вменение - деяние признается административным правонарушением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 Кодекса;

Информация о работе Основания и порядок привлечения к административной ответственности