Основание административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

2. Задача: Инспектор ДПС ГИБДД Рыков остановил автомобиль, которым управлял Вицин. Водитель вышел навстречу сотруднику ГИБДД и демонстративно сделал несколько глотков из бутылки с водкой, сообщив при этом, что решил отдохнуть и дальше ехать не собирается. Рыков потребовал от водителя снять передний государственный номер. Однако Вицин закрылся в машине и на требования не реагировал. Подъехавший дежурный наряд ДПС вскрыл автомобиль и доставил Вицина в дежурную часть ГОВД, где он был помещен в комнату для задержанных в административном порядке... Дайте юридический анализ дела.

Работа содержит 1 файл

Титульник.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


                                   Министерство образование и науки

Российской Федерации

Уральский Финансово-Юридический  институт

Юридический факультет

             Кафедра Государственных Правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Административная ответственность»

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент гр. ЮФСПЗ-1711

 

                                                                                                     

                  

                                                                                            Проверила : Научный руководитель                                                                 

 

                                                                                Медведева Екатерина Евгеньевна


                                                                                   

 

 

                                                       Екатеринбург

                                                               2012 г.

Вариант 2.

1. Основания административной ответственности.

2. Задача:  Участковый инспектор полиции Игнатьев (мастер спорта по рукопашному бою) возвращался вечером с тренировки. Проходя около строящегося офиса, он услышал громкие крики, быстро преодолел забор и увидел, как в 4-5 метрах от него двое парней избивают отчаянно сопротивлявшегося окровавленного мужчину. У одного из нападающих был нож. Игнатьев обнажил табельное оружие, потребовал прекратить избиение и оставаться на месте. Один из парней (как выяснилось позднее, 17-летний Богачев) с поднятым над головой ножом бросился на Игнатьева, но тот успел выстрелом в руку обезоружить преступника. Второй парень (17-летний Петров) схватил с земли толстый металлический прут и тоже кинулся к участковому инспектору. Игнатьев, целясь в ногу, нажал на спусковой крючок. Выстрела не последовало. В следующий момент пистолет был выбит у него из руки, а поднятый металлический прут уже готов был опуститься на голову Игнатьеву, однако он успел увернуться и бросил в нападающего подвернувшуюся пустую бутылку. Удар оказался настолько сильным, что от черепно-мозговой травмы Петров скончался на месте. 

Подготовьте заключение о правомерности действий участкового  инспектора Игнатьева.   

2. Задача: Инспектор ДПС ГИБДД Рыков остановил автомобиль, которым управлял Вицин. Водитель вышел навстречу сотруднику ГИБДД и демонстративно сделал несколько глотков из бутылки с водкой, сообщив при этом, что решил отдохнуть и дальше ехать не собирается. Рыков потребовал от водителя снять передний государственный номер. Однако Вицин закрылся в машине и на требования не реагировал. Подъехавший дежурный наряд ДПС вскрыл автомобиль и доставил Вицина в дежурную часть ГОВД, где он был помещен в комнату для задержанных в административном порядке. На следующее утро Вицин был отпущен домой и предупрежден, что должен явиться завтра к 10 часам к начальнику ГИБДД для разбирательства его дела. Поскольку Вицин к назначенному времени не явился, он был подвергнут приводу.

Дайте юридический анализ дела.

 

 

1.Основание административной  ответственности.

Термин ответственность  достаточно многообразен. Его существование  предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него, от его законов, нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. В свою очередь общество сопоставляет свои интересы и поведение с деятельностью субъекта, адекватно реагируя на  различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя).

Административная ответственность  является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более, что в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе способствует нормотворческая работа субъектов РФ; изменяется административно-юрисдикционная деятельность: появляются новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносятся коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий; нарабатывается судебная практика, в т.ч. по таким субъектам административной ответственности как юридические лица, вносятся изменения в действующий порядок вынесения постановлений о наложении взысканий.

Точность в понятиях и оценках положений о данном виде ответственности, с учетом её конституционно-правовой природы, установление её согласованности внутри себя, а также с иными отраслями права, является  важной предпосылкой согласованности и системности российского законодательства, способствует единообразию правоприменительной деятельности, укреплению законности и правопорядка.

В административной науке  принято выделять три основания  административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное. Основания  ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Говоря другими словами можно сказать, что:

1. Нормативное основание  административной ответственности  это то, чем установлена ответственность и не просто ответственность, а именно юридическая, и именно административная;

2. Фактическое основание  административной ответственности,  это те юридические факты, а  именно виновные деяния (действия  и/или бездействия) субъекта ответственности,  за которые он может понести административную ответственность;

3. Поскольку ответственность  это правоотношение, где с одной  стороны субъектом выступает  нарушитель, а с другой стороны  уполномоченные органы государства  или должностные лица,   - процессуальные основания это те действия уполномоченных органов и должностных лиц, обличенные в форму правоприменительного акта, которые они должны совершить, чтобы конкретное лицо понесло конкретное наказание за конкретное правонарушение.

Нормативные основания административной ответственности. Особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников. В числе источников административного права как отрасли необходимо выделить следующие:

Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты глав субъектов Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ, а также ее международные договоры.          

Однако не все из вышеперечисленных источников административного права являются нормативными основаниями административной ответственности.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. Нормы права также подразделяются, - на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные. Именно охранительные нормы права и являются теми нормами, которые устанавливают административную ответственность, т.е. являются нормативным основанием её применения.

Особенностью охранительной функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального, существования иных отраслей права, создает инфраструктуру, в которой реализуются нормы других отраслей и базис на котором зиждется ответственность за невыполнение данных норм права.

В соответствии со ст. 1.1. «Законодательство об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (далее КоАП РФ или Кодекс), законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Причем в вопросах установления административной ответственности субъектами РФ, они ограничены рамками, предусмотренными статьей 1.3. КоАП РФ, согласно которой административная ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливается только на Федеральном уровне.

Следует подчеркнуть, что юридическое (т.е. формально-нормативное) основание административной ответственности составляет сейчас именно закон, а никакой иной правовой нормативный акт (указ, правительственное постановление и т.д.). Участие местных представительных органов и органов исполнительной власти всех уровней (включая федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ), а также Президента РФ в установлении административной ответственности КоАП исключает

В КоАП РФ имеется существенная неопределенность в одном из важнейших вопросов - о разграничении законодательных полномочий при установлении составов административных правонарушений. В пункте 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ сказано, что к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако не ясно, что следует понимать под «федеральным значением» вопросов, по которым ответственность может быть установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Фактическое основание административной ответственности является административным правонарушением.

        Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически более точно следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержится все признаки конкретного состава правонарушения- отсутствуют основания, предусмотренные ст.25.5, исключающие ответственность.

        Понятие административного правонарушения закреплено ч.1 ст.2.1. По закону им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов в Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

       Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.

       Существует шесть признаков административного правонарушения:

1.Общественная вредность.

2.Административная противоправность.

3.Деяние.

4.Деяние совершенное физическим или юридическим лицом.

5.Виновность.

6. Наказуемость.

        Производство по делам об административных правонарушениях можно понимать как деятельность, осуществляемую в процессуальной форме, направленную на привлечение виновных к административной ответственности, уполномоченных субъектов в публичной власти, а также физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности.

       Процессуальная форма полно и четко регламентируется правом. Ее основными элементами являются группы норм, закрепляющих:

- цели производства;

-принципы производства;

-круг его участников, их права и обязанности;

-систему совершаемых  действий, их последовательность, стадии производства;

-сроки совершения  действий;

-виды и условия  использования доказательств;

-подведомственность  дел, властных действий;

-содержание и порядок  оформления процессуальных документов( протоколов, постановлений и других);

- виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения( задержания граждан, ареста имущества и другие);

- порядок возмещения  процессуальных расходов;

Совокупное действие этих 10 частей процессуальной формы  создает процессуальный режим деятельности всех субъектов, участвующих  в применении и исполнении административных наказаний.

Информация о работе Основание административной ответственности