Органы,уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется органами и должностными лицами, указанными в соответствующих федеральных законах. Это – органы исполнительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, таможенные и другие органы (должностные лица).
В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства 4
2. Виды органов административной юрисдикции 9
3. Подведомственность дел об административных нарушениях 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

       Рассмотрение  дел об административных правонарушениях  возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 - 23.67 КоАП. Следует отметить, что КоАП РФ зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти № от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

       На  уровне субъектов Российской Федерации  дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, КоАП РФ наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

       В случае упразднения указанных в  гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

       В случае преобразования, иной реорганизации  либо переподчинения указанных в  гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных  подразделений или территориальных  органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

       В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

 

3. Подведомственность  дел об административных  нарушениях

       В КоАП РФ существенно расширилась  компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях  по сравнению с тем, что было в  ранее действовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов  административных наказаний, установленных  новым Кодексом, пять находятся в исключительной юрисдикции судей, а административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства также в подавляющем большинстве случаев может быть назначено лишь судьей, значительно возросло и количество самих составов правонарушений, подведомственных судьям.

       Все это во многом обусловило и появление  новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушениях  рассматривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава, входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП РФ).

       При этом следует отметить, что в компетенцию  судей арбитражных судов входит рассмотрение определенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями административных правонарушений: в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных с неисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).

       Другие  дела об административных правонарушениях, входящие в компетенцию судей, если производство по ним осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов. Дела об административных правонарушениях, которые совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, подведомственны судьям гарнизонных военных судов. По всем остальным делам об административных правонарушениях, входящим в компетенцию судей, решения принимают мировые судьи.

       Из  числа федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях, рассмотрим органы внутренних дел. С 1 марта 2011 года в силу вступил Федеральный закон «О полиции». Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Реализуемая в настоящее время реформа МВД России является очередным важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления. Инициатором реформы ведомства стал президент Д. Медведев, который в декабре 2009 года подписал указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел. В указе ключевыми шагами реформирования были заявлены:

    • регулярная ротация руководящего состава;
    • 20%-ое сокращение кадров;
    • избавление министерства от непрофильных функций;
    • увеличение зарплаты и повышение социальной защищенности сотрудников.

       Главной целью реализуемой реформы является создание современной и эффективной  правоохранительной системы в России.

       Из всех субъектов системы исполнительной власти, наделенных КоАП РФ административной юрисдикцией, полиция является самой многофункциональной службой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий. Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом оценок специалистов по тем правонарушениям, в отношении которых достоверной статистики нет, полицией (милицией) ежегодно привлекается к административной ответственности от 70 до 80 млн. человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекаемых в стране к административной ответственности.

       При этом многообразие общественных отношений  в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает отнесение к подведомственности полиции очень широкого круга административных правонарушений (ст. 23.3 КоАП РФ). Если другие отраслевые субъекты административной юрисдикции правомочны осуществлять производство по относительно немногочисленным группам однородных административных правонарушений, то полиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ, что составляет 17% статей его Особенной части.

       Правом  рассматривать дела об административных правонарушениях пользуются лишь те должностные лица органов внутренних дел (полиции), которые перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (полиции), в зависимости от состава правонарушения, вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, начальники и заместители начальников территориальных отделов (отделений) полиции; начальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспекторы безопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора; некоторые другие сотрудники полиции.

 

Заключение

       Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются  в пределах компетенции, установленной  гл. 23 этого Кодекса: судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Это руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, и их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

       Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ); административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

 

Список  литературы

  1. Конституция РФ
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2011 N 424-ФЗ.
  3. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
  4. Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в ред. от 27.12.2009 № 9 – ФКЗ.
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.07.1999 N 120-ФЗ
  6. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти № от 9.03.2004 г. N 314
  7. Административное право. Агапов А. Б. – М: Юрайт, 2011.
  8. Административное право. Глущенко П., Жильский Н., Кайнов В., Куртяк И. – Изд-во Питер, 2011.
  9. Административное право Российской Федерации. Четвериков В. С. – Изд-во Юнити-Дана, Закон и право, 2011.
  10. Административное право России. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. – М: Зерцало, 2010.
  11. Административное право России. Конин Н. М. – М: Проспект, 2010.
  12. Комментарий к КоАП РФ. Борисов А. Б. – Книжный мир, 2011.
  13. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: науч.-практ. пособие. Серков П.П. , 2009
  14. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Беженцев А. А.- Юнити, 2011.
  15. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Кикоть В. Я., Лебедев С. Я.. – ЮНИТИ, 2011.

Информация о работе Органы,уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях