Органы,уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется органами и должностными лицами, указанными в соответствующих федеральных законах. Это – органы исполнительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, таможенные и другие органы (должностные лица).
В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства 4
2. Виды органов административной юрисдикции 9
3. Подведомственность дел об административных нарушениях 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

       Для обеспечения законности при решении  вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определение круга государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания. К числу таких органов (должностных лиц) КоАП РФ относит: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае, если не создана административная комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) суды, судей общих и военных судов, мировых судей; органы внутренних дел; органы государственных инспекций; другие органы (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РФ.

       При этом четко определен и круг правонарушений, которые рассматривает и за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания, а также который исполняет их. Например, установлено, что исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) судом (судьей).

       Применение  мер административной ответственности  к юридическим лицам осуществляется органами и должностными лицами, указанными в соответствующих федеральных законах. Это – органы исполнительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, таможенные и другие органы (должностные лица).

       В связи с неоднократными реорганизациями  федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них.

 

1 Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства

       Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются  в пределах компетенции, установленной  гл. 23 этого Кодекса:

       1) судьями (мировыми судьями);

       2) комиссиями по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

       3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

       Федеральными  органами исполнительной власти и иными  государственными органами, уполномоченными  в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать  дела об административных правонарушениях, являются:

    • органы внутренних дел (полиция);
    • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы;
    • пограничные органы;
    • федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;
    • органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
    • органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
    • органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
    • органы рыбоохраны;
    • органы государственного энергетического надзора;
    • органы государственного горного и промышленного надзора;
    • органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;
    • органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
    • органы российской транспортной инспекции;
    • органы автомобильного транспорта;
    • органы морского транспорта;
    • органы внутреннего водного транспорта;
    • органы железнодорожного транспорта;
    • органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;
    • органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;
    • федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;
    • органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
    • органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • органы стандартизации, метрологии и сертификации;
    • органы государственной жилищной инспекции;
    • органы государственного архитектурно-строительного надзора;
    • органы регулирования естественных монополий;
    • органы валютного контроля;
    • органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.

       Всего помимо судей и комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов – субъектов административной юрисдикции.

       Производство  по делам об административных правонарушениях  основывается на принципах, которые  должны соблюдать все лица, осуществляющие административное судопроизводство. К ним относятся:

       1. Принцип объективности, который  выражается в обязанности государственных  органов и должностных лиц,  уполномоченных осуществлять производство  по делам об административных  правонарушениях, выяснить все  необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу.

       В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру, институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.

       Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения  виновных к ответственности, но и  является серьезной превентивной мерой.

       2. Принцип законности означает  необходимость разрешения дела  исключительно в соответствии  с законом. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции  РФ, применительно к производству  по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

       3. Принцип возможности всем участникам  производства по делам об административных  правонарушениях выступать на  родном языке, отражает требование  ст. 19 Конституции РФ о полном равноправии всех граждан независимо от их национальности и языка. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

       4. На принципе гласности в деятельности  всех государственных органов,  включая административно-юрисдикционную  систему, зиждется демократическая  система российского общества. Этот  принцип, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ, закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

       Надзор  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, осуществляют в пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры.

 

2. Виды органов административной  юрисдикции

 

       Глава 23 КоАП РФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:

       а) руководители соответствующих федеральных  органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

       б) руководители структурных подразделений  и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

       в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства  РФ надзорные или контрольные функции.

       Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

       1) мировыми судьями;

       2) комиссиями по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

       3) уполномоченными органами и учреждениями  органов исполнительной власти  субъектов РФ (от имени этих  органов и учреждений такие  дела рассматривают наделенные  соответствующей компетенцией должностные  лица органов исполнительной  власти субъектов РФ);

       4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

       Ст. 22.1 КоАП РФ в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

       К федеральным судам относятся:

    • Конституционный Суд Российской Федерации;
    • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

       К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

       В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Органы,уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях