Органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

     Высшим  должностным лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более пяти лет.

     Высшее  должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет следующие полномочия:

     а) представляет субъект Российской Федерации  в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

     б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

     в) формирует высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;

     г) вправе требовать созыва внеочередного  заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

     д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  с правом совещательного голоса;

     е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.10

     Высшее  должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

     Полномочия  высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) прекращаются досрочно в следующих случаях:

     а) его смерти;

     б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

     в) его отставки по собственному желанию;

     г) отрешения его от должности Президентом  Российской Федерации;

     д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

     е) признания его судом безвестно  отсутствующим или объявления умершим;

     ж) вступления в отношении его в  законную силу обвинительного приговора  суда;

     з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

     и) утраты им гражданства Российской Федерации;

     к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации на основаниях и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

     Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ, за исключением случаев, предусмотренных подп. «б» и «г». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Правительство Российской Федерации

     Конституция, сохраняя известную преемственность  в законодательной

     регламентации деятельности Правительства, весьма существенно  изменила его статус и место в  системе федеральных органов  власти. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти. Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. В облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально – экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им

программы по стабилизации экономики и нести  всю полноту ответственности  за свои решения и действия. От других федеральных органов Правительство  отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.

     Достаточно  сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство

     разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении,

     осуществляет  управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную  поддержку культуры, науки, образования  и здравоохранения. Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу. На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении

     Правительства и ему подчиняются. От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических преобразований и наше движение вперед. Исключив верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально изменила взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, а также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство из своеобразного двойного подчинения.

     Формирование  и полномочия Правительства РФ Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от главы Правительства.

     Председатель  Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию состава Правительства.

     Под структурой федеральных органов  исполнительной власти в ст. 112 Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных Правительству Российской Федерации.

     В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается  также порядок формирования персонального состава Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

     Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Далее Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок

     образования состава Правительства Российской Федерации. Указанные полномочия Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства, который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом, юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства. При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства, однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется обязательное предложение главы Правительства.

     Назначение  на должность заместителей Председателя и других членов Правительства - акт большой политической ответственности, поскольку на них возлагаются важнейшие функции исполнительной власти.

     Председатель  Правительства РФ освобождается  от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.

     Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства  Российской Федерации:

     а) разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и

     обеспечивает  его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об

     исполнении  федерального бюджета;

     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

     кредитной и денежной политики;

     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной

     политики  в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального

     обеспечения, экологии;

     г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

     д) осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной

     безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране

     собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

     ж) осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации

     (Статья 114 Конституции РФ).

     Перечень  полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим. Конституцией, федеральными законами, указами Президента Правительство наделено и другими полномочиями. В качестве примера могут быть названы право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ), полномочия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, Законами "О таможенном тарифе", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В последнем Законе содержится прямая отсылка к п. "ж" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, на основании которого Правительство осуществляет иные помимо перечисленных в Законе полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.

Информация о работе Органы исполнительной власти