Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:00, курсовая работа
На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
6.
Ведая огромными ресурсами,
Исполнительная
власть — это исполнительно-
7. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.
8. Названные выше признаки содержания исполнительной власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную исполнительную власть. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства.
Известно,
что и законодательная, и судебная
власти не обладают организационным
единством, иерархией, подчинением
нижестоящих звеньев
9.
Непосредственная повседневная
организация разнообразных
10.
Исполнительная власть
11.
В условиях правового
Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.2
Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое представление об исполнительной власти как относительно самостоятельной ветви государственной власти.
Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.
Для классификации органов исполнительной власти применяются следующие критерии:
1. В соответствии с федеральным государственным устройством:
-
федеральные органы
-
региональные федеральные
-
органы исполнительной власти
субъектов федерации,
2. В зависимости от объема и характера компетенции:
-
органы общей компетенции,
-
органы отраслевой компетенции,
-
органы межотраслевой (
3. По видам подразделяются на:
- администрация Президента РФ,
-Правительства,
-министерства,
- комитеты,
- службы,
- главные управления,
- управления,
- инспекции,
- агентства,
- департаменты,
- администрации,
- отделы и т.д.
4. По порядку разрешения вопросов:
-
коллегиальные органы, обсуждающие
и разрешающие
-
единоначальные органы, в которых
подведомственные вопросы
5. По основаниям образования:
-
образование которых
-
создаваемые на основе
Основной классификацией, по моему мнению, является деление органов исполнительной власти на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. На них, я и заострю своё внимание.
В
Конституции закреплены термины
системы и структуры
Как
же соотносятся понятия «система»
и «структура» федеральных
В Указе Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г.указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.4
Правовое положение федеральных органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями) (Указ Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г.):5
а)
является федеральным органом
б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в)
в установленной сфере