Организация и тактика административно-правовой борьбы с правонарушениями несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность организации и тактики административно- правовой борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показываются задачи полиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности;
2. описывается назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка;
3. рассматриваются меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних;

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Задачи полиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности..........................6
Глава 2. Назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних и центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в борьбе с нарушениями общественного порядка................................................12
Глава 3. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям, родителям или лицам, их заменяющим, допускающим беспризорность несовершеннолетних...............20
Заключение............................................................................................................27
Список литературы................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.77 Кб (Скачать)

     В случае помещения несовершеннолетнего  в ЦВСНП по основаниям пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона №120 нижним возрастом является возраст административной ответственности, предусмотренный ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, – 16 лет.

     В то же время при помещении несовершеннолетнего  в ЦВСНП по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона №120 нижний возраст не установлен. Как указано в комментарии к ст. 2.2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), от 10 декабря 1985 г., понятие «несовершеннолетний» охватывает широкий возрастной диапазон с 7 лет, следовательно, будет правильным по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона №120 помещать в центр временного содержания в установленном порядке несовершеннолетних с семилетнего возраста.

     Верхней границей возраста помещения в центр  по пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона №120 является определенный ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) возраст – соответственно 14 или 16 лет в зависимости от статьи УК РФ.

     Одной из главных задач сотрудников  ЦВСНП является желание увидеть  в подростке не преступника, а  человека, способного оценить и изменить свои поступки. С этой целью ЦВСНП  поддерживают тесное сотрудничество с  библиотеками, военными училищами, различными профилактическими центрами и др. учреждениями.

     Для оказания помощи ЦВСНП в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации  занятости несовершеннолетних общественно  полезным трудом и их культурного  досуга. Для организации работы шефов  и наставников при ЦВСНП создаются  советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников8. 
 
 

Глава 3. Меры административного  воздействия, применяемые  полицией к несовершеннолетним правонарушителям, родителям  или лицам, их заменяющим, допускающим беспризорность несовершеннолетних

     Меры  административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д.

     Также меры административного воздействия  определяются как самостоятельная  группа – административные меры взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений (проступков) в соответствии с Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  и некоторыми другими федеральными законами9.

     Службы  и подразделения ОВД, применяющие  меры административного воздействия, согласно Закону «О полиции» можно  разделить на группы, у которых:

  1. предупредительная деятельность в отношении несовершеннолетних является основной задачей (подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), ЦВСНП)10;
  2. предупреждение правонарушений несовершеннолетних составляет одно из направлений деятельности (уголовный розыск и подразделения следствия и дознания);
  3. предупреждение правонарушений несовершеннолетних осуществляется попутно с основными функциональными обязанностями (патрульно-постовая служба полиции (ППС), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых уполномоченных  полиции (УУП))11.

     Наиболее  отлаженным, оснащенным в кадровом и материальном отношении субъектом, полностью специализированным на предупреждении правонарушений несовершеннолетних, являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

     ПДН осуществляет следующие функции:

     а) проведение работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних:

  • освобожденных из мест лишения свободы;
  • осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено, а также осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  • совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии, а также совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия;
  • вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также лечебно-воспитательных профилакториев;
  • совершивших правонарушения, влекущие меры общественного воздействия или административного взыскания;
  • употребляющих спиртные напитки либо допускающих немедицинское употребление наркотических средств, а также лекарственных или других средств, влекущих одурманивание;
  • систематически самовольно уходящих из семьи в возрасте до 16 лет или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных учреждений;
  • злостно уклоняющихся от учебы, работы, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни;

     б) участие в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и  принятие меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков  несовершеннолетних;

     в) выявление родителей и лиц, их заменяющих, уклоняющихся от выполнения обязанностей по воспитанию детей и  своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений;

     г) направление заблудившихся, подкинутых, а в неотложных случаях и других оставшихся без родительского попечения  детей и подростков в учреждения органов здравоохранения, образования  или в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;

     д) информирование местных органов власти, администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений.

     Меры  административного воздействия должностных лиц ПДН на несовершеннолетних правонарушителей могут быть следующими:

  • посещение несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проведение беседы с несовершеннолетними, родителями и иными лицами;
  • запрос в организациях, предприятиях, учреждениях и учебных заведениях необходимых сведений;
  • вызов несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашение иных лиц для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями несовершеннолетних;
  • в установленном порядке доставка в ОВД несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
  • при наличии законных оснований в установленном порядке осуществление личного досмотра доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних с составлением об этом протокола;
  • проверка состояния воспитательной работы с подростками-правонарушителями, состоящими на учете в ПДН, в учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают эти несовершеннолетние;
  • постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями вопрос об ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими требований законодательства о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • внесение в органы опеки и попечительства предложения об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией;
  • обращение в суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав и т.д.

     Дежурные  части ОВД и ОВДТ обязаны доставлять выявленных безнадзорных и заблудившихся детей в ПДН или передавать родителям, родственникам.

     Заблудившиеся, подкинутые и другие дети в возрасте до четырех лет, оставшиеся без попечения  родителей или законных представителей, направляются в учреждения органов  здравоохранения12.

     Следователи органов внутренних дел обязаны направлять в ПДН:

  1. отрывные талоны справок на выявленного несовершеннолетнего, совершившего преступление, а также после предъявления обвинения несовершеннолетнему, в отношении которого избрана мерой пресечения подписка о невыезде;
  2. копии соответствующих постановлений – при отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении в отношении несовершеннолетних;
  3. справки-характеристики – после составления обвинительного заключения либо вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении каждого несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности или вследствие акта амнистии, а также обвиняемому, которому не избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу.

     Работники ГИБДД-ГАИ организуют работу по разъяснению среди молодежи и учащихся правил дорожного движения, ответственности за их нарушение, проводят в школах и других учебных заведениях занятия по привитию несовершеннолетним навыков поведения на улицах, соблюдению правил дорожного движения13.

     Патрульно-постовые наряды полиции обязаны:

  • выявлять и доставлять в ПДН, родителям или лицам, их заменяющим, безнадзорных и заблудившихся детей; находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • предупреждать и пресекать нарушения несовершеннолетними правил дорожного движения;
  • предупреждать и пресекать нарушения общественного порядка, выявлять преступные группировки несовершеннолетних, места их сборов и докладывать об этом дежурному, сотрудникам ПДН, участковому уполномоченному милиции;
  • выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, азартные игры и докладывать об этом руководителю.

     Экипажи медицинского вытрезвителя обязаны выявлять несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в общественных местах. Доставлять в исключительных случаях в медицинский вытрезвитель и вызывать родителей, а в случае тяжелого алкогольного отравления – в приемный покой больницы, в иных случаях – передавать несовершеннолетних родителям или лицам, их заменяющим.

     Участковые  уполномоченные полиции обязаны:

  • выявлять безнадзорных детей и подростков, а также неблагополучные семьи;
  • совместно с ПДН принимать меры по оказанию помощи в трудоустройстве или направлении на учебу несовершеннолетних, способствовать оздоровлению обстановки в их семьях;
  • оформлять материалы о правонарушениях несовершеннолетних и докладывать о них начальнику горрайоргана;
  • вести учет несовершеннолетних, вернувшихся из ВТК, условно-осужденных и переданных на поруки, проводить с ними профилактическую работу;
  • выявлять несовершеннолетних, совершающих правонарушения, подстрекателей и организаторов правонарушений из числа взрослых лиц и принимать меры в соответствии с действующим законодательством14.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Правонарушения  несовершеннолетних относятся к  числу проблем, вызывающих особую озабоченность  общества и государства. Приходится констатировать, что на протяжении последних 30 лет темпы прироста преступности среди несовершеннолетних устойчиво  превышают аналогичный показатель среди взрослых в среднем в 2,5 раза.

     В преступности несовершеннолетних в  последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она  приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение» (уже  треть преступлений совершается  подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими  группировками подростков.

     Несовершеннолетними совершается большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция – эти негативные явления в среде несовершеннолетних, к сожалению, достаточно распространены.

     В подавляющем большинстве главным  условием совершения несовершеннолетними  правонарушений является их безнадзорность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием  личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных  и общественных организаций.

     Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многоплановая, межотраслевая  и межведомственная задача. Сегодня  проблемами несовершеннолетних в России занимается целый ряд министерств  и ведомств, в состав которых входят и ОВД, при которых действуют  ЦВСНП.

Информация о работе Организация и тактика административно-правовой борьбы с правонарушениями несовершеннолетних