Организационная культура

Автор: Ксения Романова, 01 Сентября 2010 в 11:08, реферат

Описание работы

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия адвокатура………………………………………………..6
1. Современная ситуация современная ситуация. Место и роль адвокатуры.
2.1. Принципы функционирования адвокатуры……………………………6
2.2. Регулирование деятельности адвокатуры РФ…………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Адвокатура.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Существующая  объективная потребность в получении  квалифицированной юридической помощи участниками процесса в суде общей юрисдикции и арбитражном суде15 отражена в соответствующих нормах Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Так, в соответствии со ст.ст. 48-49  Гражданского процессуального кодекса РФ граждане могут вести свои дела в суде через представителей, которыми могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает, что представителем в арбитражном суде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия, не выделяя при этом в качестве категории представителей адвокатов. Круг представителей организации, которые могут представлять интересы организации в суде, ограничен по сравнению со ст. 48 АПК 1995 г.

    Если  в соответствии со ст. 48 АПК 1995 г. представителем организации в арбитражном суде мог быть любой гражданин, имеющий  полномочия на ведение дела в арбитражном  суде, то в ч. 5 ст. 59 Кодекса 2002 г. установлено, что организацию в арбитражном суде может представлять по должности руководитель, или лица, состоящие в штате этой организации, либо адвокат. Другие, оказывающие юридическую помощь лица, не могут быть представителями организаций в арбитражном суде.

     Адвокат-защитник  осуществляет  свою  деятельность  на  основе соглашения, заключенного с доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор в простой письменной форме на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (статья 25 Федерального закона Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 63 -ФЗ), т.е. указанное правоотношение, возникнув как материально-правовое, реализуется в уголовном судопроизводстве из оснований, лежащих за его пределами.

    Полномочия  адвоката по осуществлению им своей  профессиональной деятельности регламентируются как Законом об адвокатуре и адвокатской  деятельности, так и отраслевыми  процессуальными законами, в их числе: статья 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»; статья 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; статьи 45, 49, 53, 55, 56, 61, 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; статья 25.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; статья 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и т.д. Так, ст.6 Закона об адвокатуре закрепляет право адвоката:

    1) собирать сведения, необходимые  для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;

    2) опрашивать с их согласия лиц,  предположительно владеющих информацией,  относящейся к делу, по которому  адвокат оказывает юридическую  помощь;

    3) собирать и представлять предметы  и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    4) привлекать на договорной основе  специалистов для разъяснения  вопросов, связанных с оказанием  юридической помощи;

    5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

    6) фиксировать (в том числе с  помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

    7) совершать иные действия, не противоречащие  законодательству Российской Федерации.

     Таким образом, можно выделить  принципиальное различие, характеризующее положение адвоката в уголовном и гражданском (арбитражном) процессах. Если в уголовном процессе адвокат обязан представлять все доказательства, свидетельствующие о невиновности его подзащитного, даже если его подзащитный признает свою вину, то в гражданском (арбитражном) процессе адвокат полностью связан волей своего доверителя. Даже если адвокат в гражданском процессе может представить бесспорные доказательства и правовые аргументы полной обоснованности требований своего клиента, правом последнего является отказ от представления тех или иных доказательств, уменьшение (даже в ущерб себе) исковых требований, заключение мирового соглашения или отказ от иска. При этом адвокат не вправе действовать вопреки воли клиента, его обязанностью является точное разъяснение правовых последствий тех или иных действий доверителя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Адвокатура  служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой существенно ограничены. Исключены полномочия отчислять и исключать адвокатов из коллегии, отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, отменять решения Общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др. Однако наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию.

      Назрела необходимость передать коллегиям  адвокатов право самим определять свою численность по праву самоуправления. Регулирование сверху численности  адвокатов, часто без учета действительного  подожения дел на местах, приводит к тому, что президиумы коллегий не могут принимать новых членов, т.е. пополнять коллегию, а, следовательно, обеспечить все юридические консультации адвокатами. В Москве с 1950 по 1986 год число адвокатов не изменилось и, что небезынтересно отметить, остается в 2,5 раза меньше, чем в 1913 году. Сейчас в России чуть более 17000 адвокатов приходится на 160 миллионов населения. Для сравнения: в Германии 60000 адвокатов - на 90 миллионов жителей, в Англии - 67500 адвокатов и 60 миллионов населения, в США - 400 тысяч адвокатов на 252 миллиона американцев. Спрос на юридические услуги резко возрос, особенно со стороны предпринимателей, но специалистов-адвокатов в сфере рыночной экономики явно недостаточно. Свободные места стали занимать разного рода юридические фирмы, компетентность которых не всегда отвечает современным требованиям.

      Необходимо  также, чтобы вопрос о привлечении  адвокатов к ответственности  был изъят из компетенции тех  конкретных работников правоохранительных органов, с которыми данный адвокат сталкивается по конкретному делу. Целесообразно ввести в законодательство в качестве гарантии профессиональной независимости адвоката норму, запрещающую органу, в непосредственном ведении которого находится дело, по которому адвокат осуществляет защиту, проводить в отношении этого адвоката проверку и возбуждать против него административное или уголовное преследование. Если же в действиях адвоката содержится административное или уголовно наказуемое правонарушение, то вопрос о привлечении его к ответственности необходимо согласовывать с президиумом коллегии адвокатов, без согласия которой привлечение к ответственности не должно иметь место.

      Отсутствие  гарантий профессиональной неприкосновенности адвоката, опасающегося "отмщения" со стороны своего непосредственного процессуального противника, является одним из факторов неэффективной защиты.

      Итак, многие положения действующего закона не позволяют адвокатам в полной мере стать свободными и независимыми, организовать свою фирму, бюро. Каждый шаг коллегий зарегламентирован, их деятельность абсолютно не отвечает даже минимальным международным стандартам.

      Сейчас  разрабатывается проект нового Закона об адвокатуре. Согласно основным его  положениям юридическую помощь гражданам, защиту их права в суде должны осуществлять только адвокаты, объединенные в свою коллегию или ассоциацию, союз. В рамках субъекта федерации, как правило, будет действовать одна коллегия. В рамках коллегии допускается создание адвокатских фирм, бюро, контор. Можно будет работать и на индивидуальной основе. Предусматривается введение лицензирования адвокатской деятельности. Любой юрист, имеющий двухлетний стаж работы по своей профессии, сдавший квалификационный экзамен, вправе получить лицензию. Если по какой-либо причине в ней будет отказано, у него есть право обратиться в суд. Значительно расширяются процессуальные права адвокатов: возможность собирать доказательства, истребовать необходимые документы и т.д. Будут расширены гарантии их адвокатской деятельности (например, уголовное дело в отношении адвоката может возбуждаться только прокуратурой субъекта федерации либо генеральной прокуратурой).

      Проект  предусматривает, что адвокат, получивший лицензию, обязан непременно состоять в членах адвокатской коллегии и  подчиняться общим правилам. В ее пределах он вправе создать свое бюро, войти в состав фирмы, юридической консультации, либо заниматься адвокатской практикой индивидуально, являться юридическим лицом. То есть в проекте ничего не говорится о частно практикующем адвокате. Частнопрактикующий адвокат работает самостоятельно и не подчиняется никаким правилам, за исключением, конечно, закона.

      В настоящее время адвокатура не имеет  своих центральных координирующих органов в области научного обеспечения, профессиональной деятельности, своего печатного органа (газеты, журнала, бюллетеня и т.д.), системы подготовки кадров в вузах. Нет единого подхода к осуществлению контроля за качеством профессиональной деятельности адвокатов. Важным направлением совершенствования адвокатуры является воспитание молодых специалистов. К сожалению, в большинстве юридических вузов и факультетов нет спецкурса по проблемам деятельности адвокатуры, нет учебника "Адвокатура в РФ", создание которого, насколько известно, пока еще даже не планируется. В результате студенты и выпускники вузов имеют весьма приблизительное представление об адвокатской деятельности.

      Однако  имеются серьезные основания  считать, что место адвоката в  общей иерархии общественных профессий  и степень выполняемых им функций  в глазах общественного мнения остаются достаточно высокими. Безусловно, престиж адвокатской деятельности растет. По данным социологических исследований около половины опрошенных граждан (от 40 до 50% в разных регионах страны) с уважением относятся к профессии юриста, в т.ч., разумеется, и адвоката.

      Адвокаты  могут осуществлять свою деятельность в различных организационных  формах по своему выбору: единолично, учредив  адвокатский кабинет, а также  в составе адвокатских бюро, адвокатских коллегий и юридических консультаций.

      Деятельность по оказанию юридической помощи в иных организационных формах (например, адвокатских агентствах) адвокаты осуществлять не могут.

      Адвокатская деятельность является некоммерческой.

      Формами самоуправления адвокатов являются адвокатские палаты субъектов федерации и федеральная палата адвокатов.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовая база:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. №52 (1ч.). Ст. 4921;

2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 2002 г.//Российская газета.5 июня 2002 г.

3. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)/Под общей ред. О.Н. Садикова. М., 1998 г.

4. Федеральный  закон «Об адвокатской деятельности  и адвокатуре в Российской  Федерации» от 31 мая 2002 года №  63 – ФЗ (в ред. Федеральных законов  от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ)  // Российская газета, 2002. - № 100. - 5 июня. "Парламентская газета", N 159-160, 31.08.2004 (до ст. 56 п. 7), "Парламентская газета", N 161-162, 01.09.2004 (до конца);

5. Кодекс  профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом  адвокатов 31.01.2003) (ред. от 08.04.2005) // Российская газета, N 222, 05.10.2005;

6.Приказ  Минюста РФ от 08.08.2002 N 217 «Об утверждении  формы ордера» // СПС Консультант  – плюс. Высшая школа;

7. Закон  РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении  Положения об адвокатуре РСФСР», («Ведомости Верховного Совета РСФСР»), 1980 г., № 48, ст. 1596;

Информация о работе Организационная культура