Автор: Ксения Романова, 01 Сентября 2010 в 11:08, реферат
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия адвокатура………………………………………………..6
1. Современная ситуация современная ситуация. Место и роль адвокатуры.
2.1. Принципы функционирования адвокатуры……………………………6
2.2. Регулирование деятельности адвокатуры РФ…………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….26
По своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.
Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.
Адвокатская
тайна - необходимое условие
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.
Итак, принципы права (в т.ч. уголовного) представляют собой основные, исходные, руководящие положения наиболее общего характера, лежащие в основе права. Будучи объективными по своему содержанию, принципы по форме своего юридического закрепления субъективны. Закрепление их в законе – весьма сложное дело, поскольку в основе права как системы всегда лежит не одно исходное положение а, по крайней мере, несколько, причем не вполне совпадающих по содержанию. Следовательно, в основе отрасли права и правоприменительной деятельности лежит определенная система принципов. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.
Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде, наиболее существенные моменты которого будут рассмотрены в следующем параграфе. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно устарело и не отвечало ни демократическим преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в адвокатской деятельности.
Первые проекты законов об адвокатах и адвокатуре появились еще в начале 1990-х гг. Один из них был разработан под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации, другой - представлен Комитетом Верховного Совета России по законодательству, несколько законопроектов было подготовлено различными коллегиями адвокатов. Весной 1992 г. состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались различные концепции построения адвокатуры и статуса адвокатов. Тем не менее тогда не удалось прийти к согласованному решению и принять какой-либо законопроект хотя бы за основу.
Вторая попытка законодательного регулирования адвокатской деятельности была предпринята в середине 1990-х гг. Соответствующий законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, был даже принят Государственной Думой в первом чтении. Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что законопроект не решает многих важнейших вопросов организации и деятельности адвокатуры. Впоследствии он был отозван.
В рамках проводимой в стране судебной реформы Президентом Российской Федерации весной 2001 г. был внесен проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Он был принят парламентом и вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие этого Закона стало одним из важнейших элементов судебной реформы. Закон упорядочил организационные условия деятельности адвокатуры, установил общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнял в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Федеральную палату адвокатов, несомненно, способствовало повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности российской адвокатуры.
Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций.
Основой концепции Закона явилось закрепление положения о том, что в каждом субъекте Российской Федерации существует только один орган корпоративного самоуправления адвокатов - адвокатская палата. Раньше, например, в одной только Москве действовало независимо друг от друга 14 коллегий адвокатов, причем условия приема в них новых членов фактически не регулировались никаким нормативным правовым актом. Понятно, что при таких обстоятельствах государство было не в силах обеспечить оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая:
а) определяет компетенцию различных органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры (пункт "о" статьи 71, пункт "л" части первой статьи 72);
б) закрепляет право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);
в) устанавливает принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).
Основное
регулирование адвокатской
В соответствии с Законом об адвокатуре Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок и размеры оплаты труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь как бесплатно, так и по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также порядок ведения реестров адвокатов, в том числе специального реестра адвокатов иностранных государств. Правительством могут также приниматься акты, касающиеся различных аспектов обеспечения деятельности адвокатских образований и адвокатов.
Итак,
Закон об адвокатуре, вступивший в
силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению
об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок
осуществления адвокатской деятельности
регулируется также иными нормативными
правовыми актами, в том числе: совместным
приказом Минюста и Минфина России от
6 октября 2003 г. N 257, N 89н "Об утверждении
порядка расчета оплаты труда адвоката,
участвующего в качестве защитника в уголовном
судопроизводстве по назначению органов
дознания, органов предварительного следствия,
прокурора или суда, в зависимости от сложности
уголовного дела", постановлением Правительства
РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении
Положения о ведении реестра адвокатов
иностранных государств, осуществляющих
адвокатскую деятельность на территории
Российской Федерации".
Будучи объектом многих научно – практических исследований6 проблема определения роли адвокатуры в оказании профессиональной юридической помощи, определяемая в науке как «многогранная и нуждающаяся во всестороннем обсуждении»7, зачастую сводится лишь к процессуальному положению адвоката в суде: в гражданском, арбитражном и уголовном процессе.
В современных условиях все более усложняющегося правового регулирования, связанного с расширением рыночных отношений, “переосмысление принципов, подходов и ценностей в построении всего уголовного процесса, в том числе определения роли, места и статуса такой процессуальной фигуры как адвокат, на которого государство возлагает миссию защиты прав и интересов каждого, кто обвиняется в совершении преступления, поскольку человек становится уязвимым из-за тяжелой психофизической ситуации уголовного преследования”8, и, соответственно, увеличения количества дел, рассматриваемых судами9, существенно возрастает необходимость исследования регулирования получения гражданами и юридическими лицами профессиональной квалифицированной юридической помощи по гражданским и уголовным делам.
Конституция
Российской Федерации закрепила
право каждого на получение квалифицированной
юридической помощи, детально
регламентированное в отраслевом законодательстве.
Гарантией получения такой
Адвокат
допускается к участию в
Защитник приглашается подсудимым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подсудимого, то есть участие защитника в судебном разбирательстве поставлено от волеизъявления этих лиц. Иными словами защитник является представителем защиты как особой, имеющей государственное значение функции13. Защитника называют и доверенным лицом подсудимого. Без взаимного и полного доверия между защитником и подсудимым нет и не может быть подлинной защиты, что обеспечивается возложением на адвоката-защитника обязанности хранить в тайне сведения, доверенно сообщенные ему подсудимым. Защитник, участвуя в процессе, представляет интересы обвиняемого, это представитель стороны, является активным участником судебной деятельности, являясь судебным деятелем, а границы и направления его деятельности определяются исходя из общественной функции защитника.
Права защитника подобны правам подсудимого и позволяют ему в судебном разбирательстве: а) участвовать во всех процессуальных действиях, предусмотренных законом и предпринимаемых судом; б) высказывать доводы и мнения по поводу любого вопроса, подлежащего разрешению в суде; в) представлять информацию, предметы и документы, могущие при соблюдении процедуры исследования и оформления быть принятыми судом в качестве доказательств по делу; г) обосновывать позиции в прениях; д) приносить замечания на протокол судебного заседания14.