Организационная культура

Автор: Ксения Романова, 01 Сентября 2010 в 11:08, реферат

Описание работы

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия адвокатура………………………………………………..6
1. Современная ситуация современная ситуация. Место и роль адвокатуры.
2.1. Принципы функционирования адвокатуры……………………………6
2.2. Регулирование деятельности адвокатуры РФ…………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Адвокатура.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    По  своему статусу все адвокаты равноправны  как в плане осуществления  своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся  у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.

    Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.

    Адвокатская тайна - необходимое условие существования  адвокатуры. Ее отсутствие исключало  бы возможность оказания юридической  помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.

    В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

    Итак,  принципы права (в т.ч. уголовного) представляют собой основные, исходные, руководящие  положения наиболее общего характера, лежащие в основе права. Будучи объективными по своему содержанию, принципы по форме  своего юридического закрепления субъективны. Закрепление их в законе – весьма сложное дело, поскольку   в основе права как системы всегда лежит не одно исходное положение а, по крайней мере, несколько, причем не вполне совпадающих по содержанию. Следовательно, в основе отрасли права и правоприменительной деятельности лежит определенная система принципов. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.

2. 2. Регулирование деятельности адвокатуры РФ

 

    Адвокатура  как правовой институт в любом  государстве призвана содействовать  утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде, наиболее существенные моменты которого будут рассмотрены в следующем параграфе. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.

    Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно устарело и не отвечало ни демократическим преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в адвокатской деятельности.

    Первые  проекты законов об адвокатах  и адвокатуре появились еще в  начале 1990-х гг. Один из них был  разработан под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации, другой - представлен Комитетом Верховного Совета России по законодательству, несколько законопроектов было подготовлено различными коллегиями адвокатов. Весной 1992 г. состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались различные концепции построения адвокатуры и статуса адвокатов. Тем не менее тогда не удалось прийти к согласованному решению и принять какой-либо законопроект хотя бы за основу.

    Вторая  попытка законодательного регулирования  адвокатской деятельности была предпринята в середине 1990-х гг. Соответствующий законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, был даже принят Государственной Думой в первом чтении. Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что законопроект не решает многих важнейших вопросов организации и деятельности адвокатуры. Впоследствии он был отозван.

    В рамках проводимой в стране судебной реформы Президентом Российской Федерации весной 2001 г. был внесен проект Федерального закона "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Он был принят парламентом и вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие этого Закона стало одним из важнейших элементов судебной реформы. Закон упорядочил организационные условия деятельности адвокатуры, установил общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнял в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Федеральную палату адвокатов, несомненно, способствовало повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности российской адвокатуры.

    Закон обеспечил правовое регулирование  вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной  власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций.

    Основой концепции Закона явилось закрепление  положения о том, что в каждом субъекте Российской Федерации существует только один орган корпоративного самоуправления адвокатов - адвокатская палата. Раньше, например, в одной только Москве действовало независимо друг от друга 14 коллегий адвокатов, причем условия приема в них новых членов фактически не регулировались никаким нормативным правовым актом. Понятно, что при таких обстоятельствах государство было не в силах обеспечить оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

    Законодательство  об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции  Российской Федерации, которая:

    а) определяет компетенцию различных  органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры (пункт "о" статьи 71, пункт "л" части первой статьи 72);

    б) закрепляет право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);

    в) устанавливает принципы, которыми в  своей деятельности должна руководствоваться  адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).

    Основное  регулирование адвокатской деятельности осуществляется федеральными законами. Помимо Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, регулирующего главным образом организационные аспекты деятельности адвокатуры, эта деятельность регулируется также Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "Об исполнительном производстве" и др.

    В соответствии с Законом об адвокатуре Правительство Российской Федерации  принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок и размеры  оплаты труда адвокатов, оказывающих  юридическую помощь как бесплатно, так и по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также порядок ведения реестров адвокатов, в том числе специального реестра адвокатов иностранных государств. Правительством могут также приниматься акты, касающиеся различных аспектов обеспечения деятельности адвокатских образований и адвокатов.

    Итак, Закон об адвокатуре, вступивший в  силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению  об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок  осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе: совместным приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н "Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела", постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации". 

    Будучи  объектом многих научно – практических исследований6 проблема определения роли адвокатуры в оказании профессиональной юридической помощи, определяемая в науке как «многогранная и нуждающаяся во всестороннем обсуждении»7, зачастую сводится лишь к процессуальному положению адвоката в суде: в гражданском, арбитражном и уголовном процессе.

    В современных условиях все более  усложняющегося правового регулирования, связанного с расширением рыночных отношений, “переосмысление принципов, подходов и ценностей в построении всего уголовного процесса,  в том числе определения роли, места и статуса такой процессуальной фигуры как адвокат, на которого государство возлагает миссию защиты прав и интересов каждого, кто обвиняется в совершении преступления, поскольку человек становится уязвимым из-за тяжелой психофизической ситуации уголовного преследования”8, и, соответственно, увеличения количества дел, рассматриваемых судами9, существенно возрастает необходимость исследования регулирования получения гражданами и юридическими лицами профессиональной квалифицированной юридической помощи по гражданским   и уголовным делам.

    Конституция Российской Федерации закрепила  право каждого на получение квалифицированной   юридической   помощи,   детально регламентированное в отраслевом законодательстве. Гарантией получения такой помощи в уголовном процессе тому, кто  в ней нуждается, является работа адвокатов, которые приглашаются обвиняемым или другими лицами по его просьбе, поручению или с его согласия в качестве защитников. Так, во исполнение  конституционной  нормы  уголовно-процессуальный  закон закрепляет право обвиняемого на защиту, в том числе и право иметь защитника. Государство признает его важность, «подчеркивая тем самым непротиворечивость публичных интересов государства, выражающихся в правовом положении лиц, и субъективных прав и интересов обвиняемого в уголовном процессе»10.  Избранным защитник будет признан не только при заключении соглашения по поводу его участия, но и когда находящийся под стражей обвиняемый (подсудимый) пригласит адвоката через суд11.

    Адвокат допускается к участию в уголовном  деле в качестве защитника по  предъявлении  удостоверения  адвоката  и  ордера.   Отсутствие соответствующего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не может служить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства обвиняемого о допуске к участию в уголовном деле адвоката в качестве защитника, поскольку отстранение адвоката от участия в деле по данной причине не соответствует Конституции России, что было подтверждено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 8 - П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурждиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова, А.К. Никитина»12. В силу части пятой статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской  Федерации,  если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении.

    Защитник  приглашается подсудимым, его законным представителем, а также другими  лицами по поручению или с согласия подсудимого, то есть участие защитника  в судебном разбирательстве поставлено от волеизъявления этих лиц. Иными словами  защитник  является  представителем  защиты  как  особой,  имеющей государственное  значение  функции13. Защитника называют и доверенным лицом подсудимого. Без взаимного и полного доверия между защитником и подсудимым нет и не может быть подлинной защиты, что обеспечивается возложением на адвоката-защитника обязанности  хранить  в  тайне  сведения,  доверенно  сообщенные  ему подсудимым. Защитник,  участвуя  в  процессе, представляет интересы обвиняемого, это представитель стороны, является активным участником судебной деятельности, являясь судебным деятелем, а границы  и  направления  его  деятельности  определяются  исходя  из общественной функции защитника.

    Права защитника подобны правам подсудимого  и позволяют ему в судебном разбирательстве: а) участвовать во всех процессуальных действиях, предусмотренных законом и предпринимаемых судом; б) высказывать доводы и мнения по поводу любого вопроса, подлежащего разрешению в суде; в) представлять информацию, предметы и документы, могущие при соблюдении процедуры исследования и оформления быть принятыми судом в качестве доказательств по делу; г) обосновывать позиции в прениях; д) приносить замечания на протокол судебного заседания14.

Информация о работе Организационная культура