Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение оценки эффективности административно-государственного управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение понятия эффективности административно-государственного управления;
- рассмотреть критерии оценки эфективности государственного управления;
- проанализировать оценку эффективности административно-государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1. Управление, как социальное явление 5
2. Специфика государственного управления 9
3. Цели, функции и принципы государственного управления 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Итак, Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин
«государственное управление» широко
используется в отечественной и зарубежной
научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся
и у нас, давая тем самым конституционные
основания для выделения данного вида
государственной деятельности.
1.3 Цель,
функции и принципы
Оценка
и анализ состояния государственного
управления РФ и поиски решений по
повышению производительности государственного
управления в сложившейся в Российской
Федерации ситуации затруднены непроясненностью
ряда общественно-политических и особенно
обострившихся экономических
1.
В каком направление мы
В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиеся концептуальными, системообразующими: Определиться, какое общество мы желаем построить и действительно можем. Определить адекватность ресурсов, которыми мы располагаем, и охарактеризовать ту политическую волю, которой мы обладаем. Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация общественно-экономической формации, произошел переход к частной собственности, мы находимся в плоскости рыночных отношений и живем в демократической стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего, специфического общества. Но данные ценности и завоевания являются общим выбором и весьма неопределенным. На основе выбора в пользу данных ценностей нельзя построить и сформулировать новую концепцию государственного управления. Надо определиться в специфике нашего общества и выделить общее и частное в рамках мирового опыта. Здесь следует принять во внимание огромный спектр факторов: от исторической специфики до особенностей менталитета.
2. В чем истоки преобразуемого нами общества?
Как
мы видим, этот вопрос органически перекликается
с предыдущим, так как выбор
пути включает в себя отбор и сохранение
элементов накопленных знаний, и
их целевое использование. Ведь нельзя
полностью отторгать идеи социализма
и считать, что они не востребованы.
Немало от идей и принципов социализма
взято и практически
3.
Какие действия нужно
Этот вопрос является вполне логичным, так как достижение любых целей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов, форм и методов и в определенной мере они накладывают свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном обществе и рассматривать историю совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале которой происходит рассмотрение.
Итак,
целесообразно остановиться на основополагающем
и очень сложном этапе
Цели государственного управления в современной России.
Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. Поддержание позитивной экологической обстановки. Поддержание рыночных механизмов. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание «древа целей», в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления – объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют, по крайней мере, 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т.е. так называемым «легитимным насилием», а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции (я имею ввиду» насилие»). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким
образом, речь должна идти о проработке,
выборе и оценке тех общественных
институтов, которые способны взять
на себя функции государственного управления
и обеспечить их должную реализацию.
Оптимальным вариантом было бы нахождение
некоего баланса, так как в
современном обществе мы являемся свидетелями
уменьшения государственного сектора
(приватизация в данный момент рассматривается
одним из основных способов повышения
эффективности в
Функции государственного управления
Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.) Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.) Функция регулирования. (Функция, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.) Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.) Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.)
К
сожалению, постулат неоконсерваторов
о всеобщем, пронизывающем все
сферы общественной жизни рыночном
регулировании в рамках нашей
страны не может найти подтверждение.
Здесь важно определить специфические
функции государства, чтобы данные
функции не ушли на откуп рыночным
механизмам, а сделать так, чтобы
государство определило объем данных
функций на федеральном уровне и
на уровне рыночных механизмов. Результативность
в данном случае должна осуществляться
на уровне налогов, льгот, инвестиций –
это и есть контроль в сфере
рыночной экономики. К специфическим
функциям я отношу: научно-техническое
развитие, контроль и регулирование
за сферой трудовых отношений и, естественно,
финансовая система. Данные функции
стоят особняком и требуют
строжайшего контроля со стороны
государства, так как в противном
случае можно говорить об угрозе безопасности
страны. То есть при их реализации необходимо
учитывать все особенности
Не секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур, как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип (от лат. «principium» – первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: • Онтологический (этот аспект включает в себя генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают.) • Гносеологический (анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации) Методологический (указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов) Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятельности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования: – Отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи.
– Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть присущи государственному управлению, как целостному социальному явлению.
– Отражать специфику государственного управления.
Рассматривая систематизацию принципов государственного управления, можно наблюдать некую неоднородность, что свидетельствует о больших трудностях в данной области. В данной работе использована систематизация, позаимствованную из труда Г.В. Атаманчука «Теория государственного управления»: Принципы государственного управления.
Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития) Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий) Организационно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий)
4.
Государственно-управленческой
Обеспечение
демократизма и рациональности государственного
управления в масштабах всей страны.
Федеративное построение государственного
управления. Целостность, рациональность,
эффективность государственного управления.
Единство законодательного регулирования
и дифференциации применения правовых
норм в зависимости от конкретных
условий, факторов и обстоятельств.
Прочность государственно-
Важно сформулировать стратегическую и оперативную концепцию системного государственного управления, так как, к сожалению, сейчас мы наблюдаем картину, когда властные полномочия являются элементом торга и их перераспределение в масштабе государства носит конъюнктурный характер, характер, носящий политический оттенок, когда предоставление тех или иных полномочий является моментом некоего политического шантажа. В данном контексте можно выделить два автора этой, так называемой, игры: это федеральный центр и региональные власти. Как мы видим, в поставленной проблеме четко прослеживаются исторические аналогии, что подтверждает тезис о плохой исторической памяти тех, кто еще недавно видел панацеей от всех бед ликвидацию союзного центра.
Поскольку проблемы построения работоспособной по большей части системы, способной к саморегуляции и адаптации, не решаются на федеральном уровне, тем самым это проецируется на региональный, а дальше на местный уровень.
Таким
образом, вопрос о целях, функциях и
принципах государственного управления
является важнейшим при попытке
создать систему эффективного государственного
управления.
ГЛАВА 2.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-
Как
уже отмечалось в предыдущих параграфах,
оценка эффективности государственного
управления представляет собой самостоятельную
сложную проблему для теории административно-
Комплексную
методику оценки эффективности системы
государственного управления и качества
государственных услуг
Совокупная
оценка показателей эффективности
по всем четырем направлениям позволит,
по мнению авторов методики, проводить
сравнительные
Информация о работе Оценка эффективности административно-государственного управления