Общие принципы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения, особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом, а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:
расширение юридического, политического кругозора,
повышение уровня правовой культуры,
выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

Работа содержит 1 файл

lecture.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

    ж) установление антиконституционного характера политических партий. 
     

Формы контроля за конституционностью законов:

    1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия законодательных актов),
    2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей юрисдикции).

Субъекты  конституционного надзора

  1. высшие государственные органы и должностные лица,
  2. территориальные единицы,
  3. суды,
  4. частные лица по конкретным спорам.
 

Принципы  конституционного надзора:

  1. независимость судей,
  2. законность,
  3. рациональная организация Конституционного суда
 

Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен. 
 

Формы современных зарубежных государств. 

Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением. 

  1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству.
    • абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции.
    • парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания).
  2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением.
    • президентская (США):

    а) президент  избирается не парламентским способом,

    б) Президент  формирует Правительство,

    Правительство подотчетно только Президенту,

    Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,

    • парламентарная (Германия, Индия):

    а) Президент  избирается парламентским путем,

    б) Парламент  участвует в формировании Правительства,

    в) Правительство  несет политическую ответственность  перед парламентом,

    г) Президент  может распускать нижнюю палату парламента,

    • смешанная – на примере Франции:

    а) Президент  избирается всенародно и формирует  Правительство,

    б) парламент, в частности, нижняя палата, может  принять резолюцию порицаний, что  может привести к роспуску правительства, отставке правительства,

    в) Президент  может распускать нижнюю палату парламента. 

Форма государственного устройства – территориальная организация власти, порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между центральными и местными органами власти. 

  1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов власти и единым законодательством.
  • простые унитарные (Польша, Румыния)
  • сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания, Франция),
  1. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального законодательства существуют органы гос. власти и законодательство субъектов федерации (США, Германия, Индия)
  • договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),
  • конституционные федерации (Германия, Индия),
  • симметричные – все субъекты равноправны,
  • асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
  • централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
  • децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),

    База  деления федераций – по территориальному (США) или национальному (Индия) признаку. 

Политические  режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти. 

  1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
  • власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания),
  • реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
  • многопартийная система,
  • политический плюрализм,
  • при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
  1. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко, Иордания).
  • отсутствует многопартийная система,
  • не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
  • отсутствует принцип разделения властей,
  • доминируют насильственные методы,
  • все сферы жизни под контролем государства,
  1. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в настоящее время – Индия, Филиппины.

    Высокая степень  политической свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия. 
     

По Франции  – см. отдельный лист 

Сравнительная таблица конституций

Государство Конституция Конституционный контроль Форма правления Форма территориального устройства Политический режим Судебная система
США 1787г. 

писаная, состоит из 7 (?) статей + 27 поправок, прилагаемых  к тексту Конституции. «Жесткая».

 Верховный Суд США и верховные суды штатов Президентская федерация 50 штатов демократия «американский тип»: отличается централизованностью, возглавляет  Верховный Суд США, различают  федеральную судебную систему и  судебную систему штатов
Великобритания нет писаной конституции. Источниками являются:

- акты парламента,

- великая хартия  вольностей 1215г.,

- судебные прецеденты,

- конституционные  обычаи,

- доктрины ученых  юристов.

«Гибкая»

Такого института  нет.

Была сформулирована концепция верховенства парламента.

Парламентская монархия.

Руководящую роль играет парламент.

Сложное унитарное  государство. демократический, строгого разделения властей нет англо-саксонская (американская), единство судебной системы
Франция Конституция 1958г.

Писаная.

«Жесткая», не содержит главы о правах и свободах – ссылается на Декларацию прав и свобод гражданина 1789г. и преамбулу Конституции 1946г.

осуществляется Конституционным  советом (рассматривает на предмет  соответствия Конституции акты органов  законодательной власти, состоит  из 9 человек, по 3 чел. в каждой из палат).

Госсовет рассматривает  акты исполнительной власти.

смешанная республика (полупрезидентская).

Доминирующее положение  занимает исполнительная власть

Сложное унитарное  государство Демократический Романо-германская (децентрализованная)
Германия 1949г., писаная.

«Жесткая»

Федеральный конституционный  суд Германии и конституционные  суды земель парламентарная республика федерация 16 земель демократический романо-германская, децентрализованная, 5 независимых ветвей
Китай 1982г., писаная.

«Жесткая».

Придерживается концепции  социальных прав и свобод, отвергает  естественные права.

Спец. органа нет, но его функцию выполняет постоянный комитет ВСНП народная республика с демократической диктатурой народа унитарное государство  с национально-территориальными автономиями тоталитарный режим, нет разделения властей, руководящая  роль коммунистической партии Социалистическая.

Судебная система  подчинена органам гос.власти и  властям на местах.

Информация о работе Общие принципы административного права