КПЗС
как учебная дисциплина – это
систематизированный курс обучения, особенностью
которого является комплексный характер:
базируется на изучении конституций разных
стран. Анализу подвергаются не правовые
системы в целом, а только одна отрасль
– конституционное право.
Основные
цели учебной дисциплины:
- расширение юридического,
политического кругозора,
- повышение уровня
правовой культуры,
- выработка навыков
анализа нормативно-правовых актов
- самостоятельная
ориентация в конституционных процессах
за рубежом
КПЗС
как наука – система знаний о теориях
конституций зарубежных стран
Функции:
- учебно-познавательная,
- возможность прогнозировать
политические процессы (прогностическая
функция),
- рекомендательная
(возможность перенимания опыта)
Методы:
- Общенаучные:
- диалектический
(все процессы изучаются во взаимосвязи
и постоянном развитии,
- Частнонаучные:
- метод сравнительно-правового
анализа,
- конкретно-исторические
методы,
- социологический,
- системного анализа.
КП
как отрасль – система правовых
норм, регулирующих положение человека
в обществе и государстве, основы общественного
строя, основы организации и деятельности
системы государственных органов и органов
самоуправления и управления.
Характерные
черты КП как ведущей
отрасли:
- закрепляет политические
отношения,
- принципы, предписания
и правила, действие которых общеобязательно
для всех
- единственная отрасль,
где основным источником выступает основной
закон государства, т.е. конституция
- имеет особый предмет
регулирования, в частности – отношения
между человеком, обществом, государством,
а также положения относящиеся к устройству
государства.
Преобладающий
метод конституционно- правового
регулирования – императивный, предполагающий
четкий вариант поведения.
КП использует
диспозитивный метод регулирования
в большей степени при регламентации
правового положения человека
Субъекты
КП:
Физические
лица (граждане, иностранцы, лица без
гражданства, лица с двойным гражданством,
беженцы, вынужденные переселенцы,
избиратели, депутаты, другие лица с
особой правоспособностью),
Общественные
образования (государство в целом, отдельные
государственные органы (парламент, суды,
…), территориальные единицы, политические
партии, высшие должностные лица государства).
Объекты
конституционных
отношений:
- социально-экономические
и социально-политические ценности,
- основы личных
благ и свобод,
- отношения собственности,
- национальные и
расовые отношения.
Особенности
конституционно-правовых
норм:
- отсутствует санкция,
- действуют непосредственно,
- делятся на управомочивающие,
обязывающие, запрещающие
по
функциям: регулятивные (их больше) и
охранительные.
Источники
– формы выражения
норм права:
- конституция (основной),
- конституционные
законы (поправки к конституции США),
- органические законы,
регулирующие деятельность государственных
органов,
- обычные законы
государства, если они содержат конст-прав.
нормы (например, закон о гражданстве),
- нормативно-правовые
акты исполнительных органов власти (указы
президента),
- регламенты
парламентов - нормы, определяющие порядок
деятельности палат парламента, а также
их внутреннюю структуру
- решения
органов местного самоуправления –
только в случае, когда регулируют общественные
отношения, связанные с осуществлением
публичной власти (местные уставы …),
- судебные
прецеденты (США, Великобритания, Индия),
- конституционно-правовые
акты органов конституционного
надзора,
- конституционные
обычаи – нигде юридически не зафиксированы,
но регулируют важнейшие вопросы государственной
жизни,
- труды
ученых юристов,
- общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные
договоры,
- религиозные
источники (Иран, ОАЭ),
- внутригосударственные
договоры, если они регулируют конституционные
проблемы (например, между федерацией
и землей в Германии).
Конституция
как основной источник
КПЗС
Конституция
– это документ, обладающий высшей юридической
силой, регламентирующий наиболее важные
общественные отношения, принимаемый
и изменяемый в особом порядке.
Юридические
свойства конституции:
- обладает высшей
юридической силой,
- является базой
текущего законодательства,
- имеет прямое действие,
- имеет особый порядок
принятия и внесения поправок.
Функции
конституции:
- учредительная
(подтверждает существующий общественный
порядок или создает условия для развития
новых общественных отношений),
- организаторская
(закрепляет определенные правила, которым
должно подчиняться общество),
- внешнеполитическая
(формирует направление внешней политики
и служит информацией о том, что творится
в обществе для внешнего мира),
- идеологическая
(закладывает основы мировоззрения - например,
идея прав и свобод),
- юридическая
(основа всего правопорядка в обществе,
непосредственно порождает права и обязанности
и служит фундаментом для всех нормативно-правовых
актов.
Понятие
и формы конституций
Термин конституция
употребляется в юридическом
смысле как система юридических
норм.
Фактическая
конституция – те реальные отношения,
которые сложились в обществе.
Если юридическая
и фактическая конституции не
совпадают – фиктивная конституция.
Конституция
употребляется в материальном смысле
как вся совокупность нормативно-правовых
актов, регламентирующих конституционные
отношения.
Чаще термин
употребляемся в формальном значении
(закон высшей юридической силы).
Общие
черты конституций
зарубежных стран:
- провозглашают
народный и государственный суверенитет,
- провозглашают
охрану частной собственности,
- закрепляют принцип
разделения властей,
- закрепляют формы
правления либо прямым указанием, либо
форма правления подразумевается,
- закрепляют формы
политико-территориального устройства,
централизма или федерализма,
- закрепляют основы
прав граждан и подданных,
- определяется организация
высших органов государственной власти
и основ судопроизводства.
В
зависимости от формы
Конституции бывают:
- Кодифицированная
Конституция – единый писанный конституционный
акт (Конституция Франции 1958г., Основной
Закон Германии 1949г.),
- Некодифицированная
Конституция – совокупность нескольких
писанных конституционных актов (Швеция
– 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии
1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии
– аналогичная система актов, в Израиле
– 8 основных законов),
- Смешанная
Конституция – имеет несистематизированный,
комбинированный характер, состоит из
писанной и неписаной частей (Великобритания:
писанная – статусное право, т.е. акт о
парламенте, с 1215г. – «Великая Хартия Вольностей»,
неписаная – судебные прецеденты, конституционный
обычай, труды ученых-юристов; Конституция
Новой Зеландии),
- Неписаная
– полное отсутствие документов (Конституция
Румынии в 1-е месяцы после декабрьского
восстания 1989г.).
Каждая
Конституция имеет
структуру:
- преамбула – отражаются
приоритеты государства, цели и задачи,
- основные положения
– права и свободы человека и гражданина,
устройство государства,
- заключительные
и переходные положения – порядок пересмотра
Конституции и порядок ее вступления в
действие.
Классификация
Конституций (порядок
принятия и изменения):
- По
времени принятия:
- старые (действуют
до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии
1831г., Швейцарии 1874г.),
- новые («второй
волны», «нового поколения»: Германии
1949г., Греции 1952г., Франции 1958г.) – акцент
на права и свободы человека и гражданина,
ставится проблематика международных
отношений, усиливается роль государства
в экономической сфере, закрепляется тенденция
укрепления исполнительной власти, закрепляется
конституционный надзор.
- По
способу принятия:
- принятые представительными
учреждениями (США),
- принятые избирательным
корпусом,
- дарованные
(Бельгии 1831г., Кувейт),
- По
способу изменения:
- жесткие –
изменение осуществляется следующим образом:
а) регламентация
права инициативы (кто может поставить
вопрос: обычно глава гос-ва или парламент),
б) одобрение
поправки квалифицированным большинством
парламента (2/3),
в) окончательное
одобрение на референдуме или главой государства
(США, Италия, Япония),
- гибкие – менее
сложный порядок (Великобритания, Основной
закон ФРГ),
- гибко-жесткие
– двойной порядок внесения поправок
(Франция, Индии 1950г.).
- По
сроку действия:
- временные
– на определенный период (Таиланд 1959г.),
- постоянные
– без ограничения срока действия.
Общая
характеристика и
субъекты Конституционного
надзора.
Конституционный
надзор – за соблюдением Конституции,
гарантии исполнения Конституции.
Виды
конституционного надзора:
- Американская
модель: решение конституционно-правовых
вопросов всегда происходит в форме рассмотрения
судом высшей инстанции конкретного спора
по праву (США, Индия). Сторонники этой
модели считают, что политическое давление
на суд минимально.
- Специальная
конституционная юрисдикция – заключается
в рационализации процедуры исследования
обстоятельств дела и принятия решения
(Германия, Франция: 2 органа конституционного
надзора: конституционный совет рассматривает
вопросы о несоответствии Конституции
актов Парламента, а Госсовет – несоответствие
Конституции актов исполнительной власти),
существует
ряд вопросов, решение которых
отнесено к исключительной
юрисдикции Конституционного
суда:
а) споры
между высшими органами государства
по поводу их компетенции,
б) споры
между органами и субъектами федерации,
в) признание
конституционных законов, принятых
парламентом,
г) проверка
конституционности референдума,
д) окончательное
решение вопросов, связанных с проверкой
результатов выборов в высшие органы государства,
е) отстранение
от должности высших должностных
лиц государства за нарушение
Конституции,