Общественные объединения. Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:38, реферат

Описание работы

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки общественного объединения
2. Основы административно-правового статуса общественного объединения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РефератОбщественные объединения.Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

   Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой – непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший части.

   Следовательно, административно-правовой статус общественного  объединения в Российской Федерации  в самом общем виде можно определить как систему предоставленных общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного объединения в сфере государственного управления.

   Многие  ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) как  сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность  но и другие элементы – принципы, правоспособность, гарантии и т.д.3 Отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Она заключается в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Рассматриваемые элементы являются настолько бесспорными составляющими правового статуса общественного объединения, что признаются в качестве таковых большинством ученых-юристов.

   Административная  правосубъектность общественного  объединения возникает с момента  принятия объединением решения о  его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях»4.

   Правоспособность  общественного объединения как  юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения и является, как известно, важным юридическим свойством любого коллективного субъекта административного права. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем прав и обязанностей. При этом следует отметить, что объем указанных прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие такого свойства субъекта, как правоспособность»5.

   Следовательно, административная правоспособность общественного  объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в  сфере государственного управления. Административная правоспособность общественного объединения, как было выше замечено, имеет свои особенности, касающиеся ее возникновения и прекращения6.

   Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и ее осуществление ограничивается рамками государственного управления

Административная  правоспособность общественного объединения  служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях7.

     Административная  дееспособность общественного объединения  – это признанная за ними способность своими действиями:

а) приобретать  права и обязанности административно-правового  характера;

б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного  объединения нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми  актами.

     Перейдем  к характеристике прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления.

     Правовые  возможности общественного объединения  в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.

     Они могут складываться в связи с:

  1. реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;
  2. выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;
  3. нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;
  4. нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления8.

   Представляется, что классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей9:

   а) общие  права и обязанности общественного  объединения в сфере государственного управления;

   б) специальные  права и обязанности общественного  объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере  охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

   К группе общих прав и обязанностей общественного  объединения в сфере государственного управления в соответствии с действующим  законодательством относится то, что общественное объединение имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
  • учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др. (статья 27 Закона).

   В своей  деятельности общественное объединение  обязано:

  • соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения (статья 29 Закона).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

     Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, следует подчеркнуть, что  это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  российской Федерации. В этих статьях  дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского  права. Более развернутая характеристика общественных объединений как субъекта административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», являющимся базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений; а также  в других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

     Действующее законодательство РФ регламентирует деятельность системы общественного объединения. Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих в их системы. «Новое законодательство РФ об общественных объединениях нуждается  в более четком разграничении  функций объединений и органов государства». Основные принципы их взаимоотношений урегулированы действующим в настоящее время Законом об общественных объединениях.

     Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких  бы то ни было указаний о статусе  структурных подразделений. Хотя Законом  предусмотрены четыре вида таких  подразделений, он не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее  практическое значение, поскольку от наличия подразделений на территории России зависит факт государственной  регистрации объединения в органах  юстиции.

     Очевидны  противоречия базового Закона об общественных объединениях и законов об отдельных  общественных объединениях, а также  противоречия нормативно-правовых актов  субъектов федерации, издаваемых по вопросам совместного ведения с центральной властью, и федеральных законов, что не соответствует ст. 76 Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. в редакции от   13.12. 2008г. – М.: Омега, 2010 – 63 стр.
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г.  N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в редакции от  23.07.2008 г.
  3. Федеральный закон  от 12 января 1996 г.  № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в редакции от 30.12.2008
  4. Федеральный закон  от 12 января 1996 г.  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 19.05.2010г.
  5. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ в редакции от 23.07.2008 г.
 

Учебно-методическая литература:

  1. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений
  2. в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №4. С. 98.
  3. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: «Юристъ», 2008г.
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2009.
  5. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. М., 2007.
  6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2004. С. 123; Козлова Е. Вступая в ряды… // Человек и закон. 2005. № 9-10. С. 85.
  7. Гражданское право России / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. Санкт-Петербург, 2009.
  8. Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 2003. №3. С. 19–25.
  9. Конин Н.М. Административное право России. М.: Проспект. 2010г.
  10. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2008.
  11. Манохин В.М. Российское административное право. М.: Юристъ, 2009 г.
  12. Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. М., 2001. Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. М., 2008.

Информация о работе Общественные объединения. Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса