Общественные объединения. Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:38, реферат

Описание работы

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки общественного объединения
2. Основы административно-правового статуса общественного объединения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РефератОбщественные объединения.Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Понятие и признаки общественного объединения
  2. Основы административно-правового статуса общественного объединения

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Расширение  демократических процессов в  обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через  создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

     «За пять лет только Министерством юстиции  РФ зарегистрировано 2846 общественных объединений (в том числе 85 политических партий и 105 общественных движений). В  целом же по стране органы юстиции  зарегистрировали более 35 тысяч таких  формирований, в том числе почти 1,5 тысячи политических партий»1.

     Основа  правового статуса общественных объединений – конституционная  норма о праве граждан на объединение  и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.

     Сложившаяся система общественных объединений  практически охватывает все стороны  жизни общества. Условно их можно  классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь  подразделять на централизованные и  нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство. Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

     Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, следует подчеркнуть, что  это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

     Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных объединений  как субъекта, в частности, административного  права содержится в Федеральном  законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в редакции от  23.07.2008 и других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

     Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную  базу общественных объединений. Ее, в  частности, составляют законы об отдельных  видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. в редакции от 30.12.2008г.; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. в редакции от 19.05.2010г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. в редакции от 23.07.2008 г. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и признаки общественного  объединения.

   «Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится  в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

   Добровольность  формирования – важнейший признак  общественного объединения. При  этом граждане имеют право создавать  по своему выбору общественные объединения  без предварительного разрешения органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления.

   Создаваемые гражданами общественные объединения  либо регистрируются в установленном  порядке и приобретают права  юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретения права юридического лица.

   Членами общественного объединения могут  быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного  объединения оформляется индивидуальными  заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного  объединения в целях обеспечения  их равноправности как его членов.

   Законодательство  различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных  в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено  Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

     Каждое  из этих объединений имеет свои особенности.

     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено  федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

     Высшим  руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий  орган общественной организации  – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или  общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественной организации  ее постоянно действующий орган  осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения. Высший руководящий  орган общественного движения –  съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим  органом общественного движения выступает выборный коллегиальный  орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественного движения его постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественного движения и исполняет  его обязанности в соответствии с уставом.

     Общественный  фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее  членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений  и использовании данного имущества  на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного  фонда не вправе использовать указанное  имущество в собственных интересах.

     Руководящий орган общественного фонда формируется  его учредителями и (или) участниками  либо решением учредителей общественного  фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

     Общественное  учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей  целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям  указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в  общественном учреждении может создаваться  коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного  учреждения и потребителями его услуг.

     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение  различных социальных проблем, возникающих  у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга  лиц, чьи интересы связаны с достижением  уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

     Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» была вводена ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в организации и деятельности указанных органов».

   Общественные  объединения могут добровольно  объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют  свою самостоятельность и права  юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

  1. Основы административно-правового  статуса  общественных объединений.

   Конституция Российской Федерации, основываясь  на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).

   Практика  последнего десятилетия наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового положения. Правовые связи общественных объединений весьма многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего, конституционно-правовые и гражданско-правовые отношения. Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права. Нормы административного права в ряде случаев определяют цели создания общественных объединений, порядок создания общественного объединения, включая их государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии общественных объединений, порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной ответственности, процедуру ликвидации и др.

   Таким образом, нормы административного  права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений, и, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового положения общественных объединений.

   Административно-правовое положение общественных объединений  включает в свою структуру систему  прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений – это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической ответственности.

   Говоря  об административно-правовом институте  прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем  разнообразные юридические феномены:

   1. Субъективные  конституционные права и обязанности,  гражданско-правовые, административно-правовые  и иные права и обязанности  общественного объединения, вытекающие из закона.

   2. Субъективные  права, обязанности, возникающие  на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений2.

Информация о работе Общественные объединения. Понятия,признаки,основы аминистративно-правового статуса