Общая характеристика таможенных платежей: понятие, сущность, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….………………. .3
ГЛАВА I. Общая характеристика таможенных платежей: понятие,
сущность, функции…………………………………………… ………..……….. 5
1.1. Понятие и сущность таможенных платежей ………….….. …..........5
1.2. Функции таможенных платежей……………………………………14
ГЛАВА II. Классификация таможенных платежей ………..…………………16
2.1. Общая характеристика…………………..…………………….……..16
2.2. Ввозная и вывозная таможенные пошлины…………………..……20
2.3. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.............................................22
2.4. Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.........................................................................................25
2.5. Таможенные сборы..............................................................................28
ГЛАВА III. Порядок применения таможенных платежей………….………..34
3.1. Плательщики таможенных платежей ...........................................34
3.2. Исчисление таможенных платежей....................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Административное право.docx

— 63.05 Кб (Скачать)

В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины: 1) специальная пошлина; 2) антидемпинговая пошлина; 3) компенсационная пошлина.

Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого  в целях установления наличия  возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики  или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а  также в целях установления наличия  демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального  ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Полномочия по проведению расследования возложены на Минэкономразвития  России. Порядок проведения расследования  и введения данных видов пошлин определен  Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров».10 Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.

Антидемпинговая пошлина - применяется  при введении меры по противодействию  демпинговому импорту.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается  таможенными органами Российской Федерации  независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической  субсидии иностранного государства (союза  иностранных государств) на отрасль  российской экономики, применяемая  по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается  таможенными органами Российской Федерации  независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта  на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется  по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной  пошлины, в том числе предварительной  специальной пошлины.11 При этом в целом ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе», - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

Тарифные преференции - это  льготы по таможенному тарифу при  осуществлении торговых отношений  РФ с иностранными государствами - предоставляются  в виде освобождения от уплаты ввозных  таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в  отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система РФ, определяется равным образом  как для наименее развитых (с полным освобождением от таможенной пошлины), так и для развивающихся (со снижением  ставки пошлины) стран. Преференциями пользуются также страны СНГ, заключившие с РФ Соглашения о свободной торговле.

Система тарифных преференций  основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией  и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных  или глубоко переработанных в  таких странах, предоставляются  в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины.12

 Исследование системы  таможенных платежей позволяет  отметить, что почти каждый шаг  субъекта внешнеэкономической деятельности  регламентирован путем применения  мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными  органами при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ и других установленных  законодательством случаях.

Следует различать "таможенные платежи" и "платежи, предусмотренные  таможенным законодательством", несмотря на то, что в работе они используются как равнозначные. Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. Не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (плата за информирование и консультирование и др.), могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

1.2. Функции таможенных платежей

Активное использование  института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Таможенная пошлина относится к  числу ценовых категорий. Это  требует индивидуального подхода  к обоснованию пошлин по каждому  конкретному виду товаров и координации  их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских  свойств и качества товаров и  т. п. Исходя из этого, функции таможенных платежей носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

Регулятивная функция, в  свою очередь, проявляется либо как  стабилизирующая, когда посредством  таможенных платежей выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных платежей ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.    Наиболее важную роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности Российской Федерации играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.

Контролирующая функция  – состоит в том, что благодаря  таможенным платежам, их валовой сумме  можно судить об объеме экспорта и  импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру  экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в  определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия  для развития отстающих отраслей. 

    Средства, поступающие  в бюджетную систему от уплаты  таможенных платежей, являются одним  из основных источников доходов  федерального бюджета. В этом  проявляется фискальная функция  платежей.

 

ГЛАВА II. Классификация таможенных платежей в РФ

2.1. Общая характеристика

Следует различать "таможенные платежи" и "платежи, предусмотренные  таможенным законодательством", несмотря на то, что в работе они используются как равнозначные. Последнее понятие  является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. Не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (плата за информирование и консультирование и др.), могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

Виды таможенных платежей определены ст. 110 ТК РФ, в соответствии с которой к ним относятся:

таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

сборы за выдачу лицензий таможенными  органами Российской Федерации и  возобновление действия лицензий;

сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению и возобновление действия аттестата;

таможенные сборы за таможенное оформление;

таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

плата за информирование и  консультирование;

плата за принятие предварительного решения;

плата за участие в таможенных аукционах.

В основном все платежи  взимаются российскими таможенными  органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются  как по юридической природе, так  и по экономическому содержанию. Среди  них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи  неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.) Такое деление таможенных платежей имеет существенного значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может  быть представлена отсрочка или рассрочка  в уплате.

Одни таможенные платежи  могут взиматься по правилам, установленным  только федеральными законами, другие же могут регулироваться подзаконными актами.

При определении правового  статуса декларанта таможенное законодательство особо обращает внимание на то, что  независимо от того, является ли декларант  лицом, перемещающим товары, или таможенным брокером, он выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную ТК, за свои действия или бездействие.

Статья 173 ТК РФ среди обязанностей декларанта отмечает уплату таможенных платежей.

Обязательство по уплате таможенных пошлин и иных налогов в связи  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу  РФ возникает с момента принятия таможенной декларации должностным  лицом таможенного органа. Принцип  таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые  для расчета и уплаты таможенных платежей, а также выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или  таможенным брокером.

В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки  в установленном порядке суммы  причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных  за их уплату. Последние несут ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей.

До помещения товаров  и транспортных средств, ввозимых на российскую таможенную территорию, под  определенный таможенный режим ответственность  за уплату таможенных платежей несет  перевозчик (таможенный перевозчик), за исключением особых случаев, предусмотренных  таможенным законодательством. На этом этапе товары и транспортные средства могут быть сданы на склад временного хранения. В этом случае лицо, ответственное  за уплату таможенных платежей, различно в зависимости от того, кому принадлежит  склад.

Если его владельцем является таможенный орган, то ответственность  за уплату таможенных платежей несет  лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такового - собственник или владелец товаров и транспортных средств.

Если же владельцем склада временного хранения является частное  лицо, то оно и будет нести ответственность  за уплату таможенных платежей по товарам  и транспортным средствам, хранящимся на складе. В договоре хранения возможно возложить ответственность за уплату таможенных платежей на лицо, помещающее товары и транспортные средства на склад. В этом случае владелец склада будет нести солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.

Информация о работе Общая характеристика таможенных платежей: понятие, сущность, функции