Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….………………. .3
ГЛАВА I. Общая характеристика таможенных платежей: понятие,
сущность, функции…………………………………………… ………..……….. 5
1.1. Понятие и сущность таможенных платежей ………….….. …..........5
1.2. Функции таможенных платежей……………………………………14
ГЛАВА II. Классификация таможенных платежей ………..…………………16
2.1. Общая характеристика…………………..…………………….……..16
2.2. Ввозная и вывозная таможенные пошлины…………………..……20
2.3. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.............................................22
2.4. Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.........................................................................................25
2.5. Таможенные сборы..............................................................................28
ГЛАВА III. Порядок применения таможенных платежей………….………..34
3.1. Плательщики таможенных платежей ...........................................34
3.2. Исчисление таможенных платежей....................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
ГЛАВА I. Общая характеристика таможенных платежей: понятие,
сущность, функции…………………………………………… ………..……….. 5
1.1. Понятие и сущность таможенных платежей ………….….. …..........5
1.2. Функции таможенных платежей……………………………………14
ГЛАВА II. Классификация таможенных платежей ………..…………………16
2.1. Общая характеристика…………………..…………………
2.2. Ввозная и вывозная таможенные пошлины…………………..……20
2.3. Налог на добавленную стоимость,
взимаемый при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.....................
2.4. Акциз, взимаемый при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации.....................
2.5. Таможенные сборы.........................
ГЛАВА III. Порядок применения таможенных платежей………….………..34
3.1. Плательщики таможенных платежей ..............................
3.2. Исчисление таможенных платежей......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….40
ВВЕДЕНИЕ
Таможенные платежи являются
важным регулятором участия
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Принципиально иная ситуация
наблюдается в России. Существующие
противоречия между необходимостью
формирования доходов государства
и потребностями экономического
развития являются следствием того, что
до сих пор не разработана научная
концепция места и роли таможенных
платежей в системе экономических
отношений, в их применении отсутствует
системность, не расставлены нужные
акценты при определении
Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей - следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.
Вышеизложенное можно определить как актуальность исследования темы данной работы.
Избранная тема на сегодняшний день пока недостаточно разработана, хотя проблемы экономической роли таможенных платежей находятся в фокусе внимания ряда научных исследований.
Целью исследования является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.
Объектом исследования являются таможенные платежи в современной системе экономических отношений.
Предметом исследования послужили назначение и роль таможенных платежей в системе экономических отношений, действующие нормы законодательства, регулирующие порядок начисления таможенных платежей и совокупность влияющих на них факторов.
Структура работы отражает порядок исследования и решение поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка используемой в процессе написания работы литературы
ГЛАВА I. Общая характеристика таможенных платежей: понятие,
сущность, функции
1.1 Понятие и сущность таможенных платежей
Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.1
При неуплате таможенных пошлин,
налогов, в т.ч. при неправильном
их исчислении и (или) несвоевременной
уплате, ответственность перед
Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом РФ, в соответствии с которым к ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение (п. 1 ст. 318 ТК РФ).2
Представляется, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое использует две категории - «налог» и «сбор». Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности.
В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).
Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования.
Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы.3 Необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства в части уплаты и взимания таможенных платежей также обуславливает внедрение и развитие системы управления рисками в этой области. Целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.4
Условия возникновения обязательств
по уплате пошлин определяются национальным
законодательством. В ст. 319 ТК РФ определен
момент возникновения обязанности
по уплате таможенных платежей, а также
время прекращения такой
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает:
1) при ввозе товаров
- с момента пересечения
2) при вывозе товаров
- с момента подачи таможенной
декларации или совершения
Таможенные пошлины не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными законодательными актами товары не облагаются таможенными пошлинами, либо, если в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Объектом обложения
Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации (ст. 329 ТК РФ). При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.
При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с ТК РФ влекут обязанность уплаты таможенных платежей, сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения соответствующего нарушения. Если такой день не установлен, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.
В ст. 331 ТК РФ определен порядок уплаты таможенных платежей. Согласно данной статье таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства.6 В случае перемещения товаров через таможенную границу для личного пользования, таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (п. 2. ст. 287 ТК РФ).
В ст. 4 Закона «О таможенном тарифе» приводится классификация ставок таможенных пошлин.7 По способу определения (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) ставки делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.
Ставка адвалорных пошлин
устанавливается в процентах
к таможенной стоимости облагаемых
товаров. Адвалорные пошлины более
удобны для регулирования импорта
товаров, цены на которые отличаются
высокой подвижностью. Адвалорные ставки
используются как в импортном
тарифе, так и при обложении
вывозными таможенными
Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен.
В мировой таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям указывается и адвалорная, и специфическая ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний взимаются или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными.
По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается довольно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на определенные страны.8
Для определения размера
таможенной пошлины немаловажное значение
имеет таможенная стоимость товара.
Правильное определение таможенной
стоимости является гарантией реализации
конституционного принципа равного
и справедливого
Информация о работе Общая характеристика таможенных платежей: понятие, сущность, функции