Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:30, реферат
Преступность, как известно, социальное явление, сопровождающее человечество столько времени, сколько существует само общество. Криминология - наука, изучающая преступность. Явлению преступности)столько веков, сколько существует человечество. Науке - немногим более века.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ 4
1.1.Зарождение преступности в Беларуси 4
1.2.Преступность как литературное понятие 5
2.АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ В БЕЛАРУСИ 7
2.1.Статистика преступлений за вторую половину 20 века 8
2.2.Сравнение состояния преступности за последнее время с предыдущими годами 11
3.ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 12
4.ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 14
4.1.Правоохранительные органы в борьбе с преступностью 15
4.2.Указы по борьбе с преступностью 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Не
снизится преступность в сфере экономики,
прежде всего в системе
Не располагая точным инструментарием, "безотказными" средствами, "особо эффективными" формами и методами прогнозирования преступности* мы уже сегодня с большой степенью вероятности можем высказать предположения о том, как будет изменяться преступность и отдельные ее виды в ближайшие 3-5 лет.
Для
этого необходимо получить и подвергнуть
тщательному анализу
В СССР в 70-е годы ХХ в. велись активные поиски путей повышения эффективности управленческой деятельности, одним из которых был признан системный подход, предполагавший рассмотрение предмета исследования через взаимосвязи всех его существенных характеристик (Л.И.Абалкин, В.Г.Афанасьев, А.М.Омаров, Г.Х.Попов, В.Г.Шорин и др.).
Слово
"система" в переводе с греческого
языка означает целое, состоящее
из частей, поэтому систему управления
принято рассматривать как
Последние
десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными
переменами, возрастающей сложностью
и наукоемкостью производства, его
глобализацией и
В общем виде управление определяется как сознательное и волевое воздействие на социальную управляемую систему с целью перевода ее из одного состояния в другое или придания ей новых качеств и свойств7. По определению Г.А.Туманова (1972), управление в правоохранительных органах - это сознательное и волевое воздействие на их систему и структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для расширения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Научную организацию деятельности любого социального объекта теория систем рассматривает как приведение его взаимосвязанных составляющих частей в определенную систему с целью совершенствования фукнционирования последней. Организация борьбы с преступностью представляет собой деятельность руководителей всех уровней по созданию наилучших условий труда участникам этой борьбы. Такие условия образуются путем упорядочения функционирования всех структурных подразделений: своевременного и качественного информационного обеспечения на основе глубокого анализа и правильной оценки криминогенной ситуации и оперативной обстановки в целом; принятия на этой основе грамотных управленческих решений по оптимальной расстановке сил и средств, обеспечению их равномерной загрузки, своевременной передислокации, то есть эффективного использования; организации взаимодействия внутренних и координации работы внешних структур как субъектов совместной борьбы с преступностью; своевременного пополнения кадрами подразделений и служб, их обучения и воспитания, повышения профессиональной квалификации; выявления, обобщения и повсеместного внедрения в практику положительного опыта работы; осуществления действенного контроля и оказания практической помощи участникам борьбы с криминальными проявлениями.
Указанные и другие элементы организации борьбы с преступностью реализуются в совокупности во всех правоохранительных органах, их подразделениях и службах по направлениям работы, а также во всех звеньях от низовых аппаратов до центральных. К сожалению, вопросы организации борьбы с преступностью комплексным исследованиям фактически не подвергались, а если отдельные научные изыскания и проводились, то в основном только в рамках конкретных ведомств и служб.
Используя богатый эмпирический материал, хорошо зная практику и мнение ее лучших представителей, Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности прокуратуры СССР начал проводить комплексные исследования проблем координации борьбы с правонарушениями.
Уже в 1977 году опубликованы первые предварительные результаты, среди которых выделяются исследования М.Л.Маркелова. Теоретическую их базу составили анализировавшиеся нами труды В.Г.Афанасьева, Ю.А.Тихомирова, Г.А.Туманова и других ученых. Они правы в том, что борьба с правонарушениями, и в первую очередь с преступлениями, есть составная часть управления социальными процессами и социальным планированием. Управление социальными процессами означает поддержку, усиление положительных явлений и придание обратного развития отрицательным, антиобщественным явлениям.
В управлении социальными процессами участвуют практически все органы государства в пределах своей компетенции. Борьбу с преступными проявлениями ведут в основном специальные органы государства: МВД, КГБ, органы юстиции и прокуратуры. Таким образом, в системе государства имеется подсистема правоохранительных подразделений специального назначения, осуществляющих деятельность по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Их работа должна рассматриваться с позиций системного подхода, поскольку все они при решении общих задач должны действовать как единая система, являющаяся составной частью субъекта управления обществом и общественными процессами.
Как единая система правоохранительные органы могут рассматриваться только в том случае, если в борьбе с преступностью их действия координируются, как это присуще социальным системам и научному управлению социальными процессами. Внимание вопросам координации, укрепления материальной и правовой основы борьбы с преступностью фактически начало уделяться в 1995 году, со времени опубликования Указа Президента Беларуси "О Государственном фонде борьбы с преступностью" от 25 января 1995 года №29, который принят в целях реализации предыдущего Указа "О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь" от 27 декабря 1994 года №274.
Наряду с регулированием отдельных вопросов (например, приняты указы "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней от 5 мая 1995 года №179; "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в сфере экономики и наведению порядка в пунктах пропуска на государственной границе Республики Беларусь" от 31 июля 1995 года №404; "О некоторых мерах по обеспечению стабильности и правопорядка в Республике Беларусь" от 21 августа 1995 года №336) Президент создал при Совете Безопасности Республики Беларусь Межведомственную комиссию по борьбе с преступностью и наркоманией, о которой упоминалось выше.
За время работы Комиссии (более 7 лет) выяснилось, что круг решаемых ею задач значительно шире названия этого координирующего органа. В этой связи Указом Президента Беларуси от 21 декабря 2000 года №695 она получила новое название - Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь. Подчеркнуто, что Комиссия создана для координации деятельности министерств, государственных комитетов, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией.
Установлено, что решения Комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, подлежат обязательному рассмотрению всеми государственными органами и организациями.
Указом утверждено новое Положение о Комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав, в первом пункте которого отмечается, что она является постоянно действующим органом.
В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, другими нормативными актами Республики Беларусь, международными договорами и соглашениями по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией и указанным Положением.
В заключение хотелось бы отметить, что преступность при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.
Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности, недопущении разлагающего влияния преступников на других людей и пополнения ими рядов преступников-рецидивистов.
В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям.
Эффективность
такой деятельности в значительной
степени зависит от того, насколько
данные меры базируются на положениях,
разработанных криминологией, уголовным
правом, уголовно-исполнительным правом,
психологией, педагогикой.
1. Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность". Мн., 2005.
2. Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
3. Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. Мн., 1980, с.с.27-51;
4. Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, Мн., Институт государства и права”,2007, с.39-42.
5. Бажанов О.И., Романов В.В., Данилюк С.Е. и др. // Преступность в Республике Беларусь. 2000-2006/ Под ред. О.И. Бажанова. Минск, 2007. С. 8.