Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:02, реферат
В последнее время в нашей стране всё чаще и чаще говорится о необходимости совершенствования политической системы и демократизации общественной жизни в целом, так как именно в этом, зачастую видится действенный способ сглаживания негативных проявлений государственной власти, которых в современной России, к сожалению, более чем предостаточно. Однако в то же время, стремясь создать достойные условия для самореализации свободного и ответственного человека, не следует забывать и о важности сохранения «баланса между возможностью самовыражения индивида, интересами общества и выполнением функций государства»1, все-таки являющегося необходимой и неотъемлемой частью социального целого.
Оглавление. 2
Введение 3
Обращения граждан: понятие, история становления института 4
Формы обращений граждан. Административный и судебный порядок рассмотрения. 6
Значение института обращений граждан. 9
Проблемы в сфере реализации права на обращения 12
Заключение. 13
Список литературы. 15
Таким образом, приведённые аргументы ещё раз подтверждают уже высказанное ранее мнение о том, что институт обращений является важнейшим каналом обратной связи государства и граждан, с помощью которого последние реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государственного аппарата.12 А поскольку данный институт в целом полезен и государству и широким слоям населения, думаю, не может идти и речи о его уничтожении. Напротив любое государство, стремящееся к построению реальной демократии должно прикладывать все силы для его развития! Это касается и прежде всего России.
Мы уже отмечали выше, что в нашей стране право на обращение граждан, являющееся одним из важнейших, непосредственно связанным с реализацией и защитой других прав и свобод, получило довольно полную регламентацию. Однако, высоко оценивая всё сделанное, нужно всё-таки признать, что «реальная защищённость граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций».13 Резкий рост числа правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин и некоторые другие негативные факторы привели на деле к значительному снижению уровня реальной защищённости прав российских граждан. Серьёзную проблему составляет отсутствие реально действующего механизма реализации всех тех норм и правовых запретов, которые так полно прописаны законодателем. Сегодня суды, милиция и иные органы публичной власти зачастую не принимают необходимых мер по организации защиты прав граждан, оставляя поступающие жалобы без рассмотрения. Нередко обращения просто теряются в сложной структуре чиновничьих кабинетов, так и не попав в руки адресата. Как показывает статистика, в нашей стране более 70% всех обращений не рассматриваются в срок или вообще «зависают» между различными ведомствами.14 Однако, не смотря на это ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан, высказывающих предложения по совершенствованию деятельности государственных органов или просто пытающихся отстоять свои нарушенные права. Вероятно, этот факт можно расценивать, как подтверждение довольно высокого стремления наших граждан повлиять на процессы, происходящие в стране, высказывать своё мнение, в надежде, что оно будет услышано и воспринято руководством. Осталось только чтобы государство сумело выработать действенный механизм, способный воплощать в жизнь и заставлять существовать не только на бумаге все те красноречивые нормы, о которых говорилось выше!
К
тому же в нашей стране большая
часть обращений направляется гражданами
сразу в более высокие
«Для современной России проблема обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела важное значение в процессе перехода к новой модели народовластия в соответствии со ст. 3 Конституции РФ».15 В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения в нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу. Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства РФ и субъектов федерации, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Государство стало признавать не только политической, но и юридической ответственности государственных органов и представителей – отставка, роспуск, вотум недоверия и так далее. Однако в тоже время ясно обозначенные нормы ответственности чиновников за нарушения в работы с обращениями до сих пор отсутствуют (статья 15 и 16 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет лишь общие положения о такай ответственности).
К тому же господствующий подход к обращениям как к челобитным и закрытость их рассмотрения способствует усложнению отношений власти и гражданина. «Использование же обращений лишь как одностороннего канала приучает граждан искать у властей защиты, обращаться к ним за помощью и ждать готового решения, но не вступать в переговоры, влиять, участвовать в формировании самого решения».16 В таких условиях власти прислушиваются лишь к организованному потоку обращений, отдельная же жалоба или предложение как правило остаются без ответа.
Таким
образом, на фоне достигнутых за последние
годы успехов в области
Информация о работе Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения