Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

В последнее время в нашей стране всё чаще и чаще говорится о необходимости совершенствования политической системы и демократизации общественной жизни в целом, так как именно в этом, зачастую видится действенный способ сглаживания негативных проявлений государственной власти, которых в современной России, к сожалению, более чем предостаточно. Однако в то же время, стремясь создать достойные условия для самореализации свободного и ответственного человека, не следует забывать и о важности сохранения «баланса между возможностью самовыражения индивида, интересами общества и выполнением функций государства»1, все-таки являющегося необходимой и неотъемлемой частью социального целого.

Содержание

Оглавление. 2
Введение 3
Обращения граждан: понятие, история становления института 4
Формы обращений граждан. Административный и судебный порядок рассмотрения. 6
Значение института обращений граждан. 9
Проблемы в сфере реализации права на обращения 12
Заключение. 13
Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Обращения граждан.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, приведённые аргументы ещё раз подтверждают уже высказанное ранее мнение о том, что институт обращений является важнейшим каналом обратной связи государства и граждан, с помощью которого последние реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государственного аппарата.12 А поскольку данный институт в целом полезен и государству и широким слоям населения, думаю, не может идти и речи о его уничтожении. Напротив любое государство, стремящееся к построению реальной демократии должно прикладывать все силы для его развития! Это касается и прежде всего России.

Проблемы  в сфере реализации права на обращения

 

   Мы  уже отмечали выше, что в нашей  стране право на обращение граждан, являющееся одним из важнейших, непосредственно связанным с реализацией и защитой других прав и свобод, получило довольно полную регламентацию. Однако, высоко оценивая всё сделанное, нужно всё-таки признать, что «реальная защищённость граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций».13 Резкий рост числа правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин и некоторые другие негативные факторы привели на деле к значительному снижению уровня реальной защищённости прав российских граждан. Серьёзную проблему составляет отсутствие реально действующего механизма реализации всех тех норм и правовых запретов, которые так полно прописаны законодателем. Сегодня суды, милиция и иные органы публичной власти зачастую не принимают необходимых мер по организации защиты прав граждан, оставляя поступающие жалобы без рассмотрения. Нередко обращения просто теряются в сложной структуре чиновничьих кабинетов, так и не попав в руки адресата. Как показывает статистика, в нашей стране более 70% всех обращений не рассматриваются в срок или вообще «зависают» между различными ведомствами.14 Однако, не смотря на это ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан, высказывающих предложения по совершенствованию деятельности государственных органов или просто пытающихся отстоять свои нарушенные права. Вероятно, этот факт можно расценивать, как подтверждение довольно высокого стремления наших граждан повлиять на процессы, происходящие в стране, высказывать своё мнение, в надежде, что оно будет услышано и воспринято руководством. Осталось только чтобы государство сумело выработать действенный механизм, способный воплощать в жизнь и заставлять существовать не только на бумаге все те красноречивые нормы, о которых говорилось выше!

   К тому же в нашей стране большая  часть обращений направляется гражданами сразу в более высокие инстанции, пропуская местные органы, в компетенцию  которых и входит первоначальное их рассмотрение. Конечно можно говорить, что благодаря этому высшие органы власти получают бесценную информацию о проблемах населения, однако, взамен этого весьма сомнительного плюса, мы получаем не оправданную перегруженность одних структур, вынужденных перерабатывать огромный поток обращений, не относящийся к их компетенции, и напротив лишнюю свободу других. Что так же является существенной проблемой, решить которую в условиях современной России пока не удалось.

Заключение.

 
 

   «Для современной России проблема обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела важное значение в процессе перехода к новой модели народовластия в соответствии со ст. 3 Конституции РФ».15 В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения в нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу. Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства РФ и субъектов федерации, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Государство стало признавать не только политической, но и юридической ответственности государственных органов и представителей – отставка, роспуск, вотум недоверия и так далее. Однако в тоже время ясно обозначенные нормы ответственности чиновников за нарушения в работы с обращениями до сих пор отсутствуют (статья 15 и 16 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет лишь общие положения о такай ответственности).

   К тому же господствующий подход к обращениям как к челобитным и закрытость их рассмотрения способствует усложнению отношений власти и гражданина. «Использование же обращений лишь как одностороннего канала приучает граждан искать у властей защиты, обращаться к ним за помощью и ждать готового решения, но не вступать в переговоры, влиять, участвовать в формировании самого решения».16 В таких условиях власти прислушиваются лишь к организованному потоку обращений, отдельная же жалоба или предложение как правило остаются без ответа.

   Таким образом, на фоне достигнутых за последние  годы успехов в области регулирования  прав граждан на обращения, до сих  пор сохраняются проблемы, решать которые властям придётся в ближайшее время. И если мы действительно хотим видеть Россию процветающей демократической страной завтра, сегодня мы должны приложить все возможные усилия для создания действующих механизмов реализации обозначенного права, а так же для того, чтобы из одностороннего канала институт обращений превратился в реальное средством влияния граждан на власть. В этом видится будущее развития нашей страны. 
 
 
 

Список  литературы.

 
  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2008;
  2. Федеральный закон РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Собрание Законодательства РФ от 08.05.2006 № 19 ст. 2060;
  3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А..  Административное право России. М.: Издательство «Зерцало», 2007    
  4. Алистратов Ю. Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России. Дис. Канд. Юрид. Наук. М., 1995
  5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.. Административное право. М.: Норма, 2006
  6. Вялова Л. М..  Порядок работы с обращениями граждан. М.: МЦФЭР 2004
  7. Миронов М. А.. Власть и народ: обратная связь. М.: Юрид. Лит., 1999
  8. Миронов М. А..  Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. М.: Юрид. Лит., 2001
  9. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния. Журнал «Политические исследования» №5, 2007 С. 68 – 80.
  10. Рудакова Н. А. Конституционное право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления автореферат 2002 М.

Информация о работе Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения