Обеспечение законности и дисциплины в сфере исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Проблему обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти следует рассматривать, в соотношении с другими проблемам и более широкого плана, а именно: с защитой прав и свобод граждан и укреплением российской государственности.
Так что же представляет собой законность в условиях формирования правового государства?

Содержание

Введение

1. Сущность и виды способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.

2. Государственный контроль и его виды в сфере исполнительной власти

2.1. Президентский контроль

2.2. Контроль законодательных (представительных) органов власти

2.3. Контроль в системе органов исполнительной власти

2.4. Судебный контроль

3. Прокурорский надзор.

4. Административный надзор.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 71.50 Кб (Скачать)
 
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный  индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ)

 
 
 
 
 
Контрольная работа

 

 
 
по специальности «Административное право»
 
на тему «Обеспечение законности и дисциплины в сфере исполнительной власти»
 
Группа   08Ю11В
Студент   Потапова Н.Ю.
Преподаватель   Дробатухин В.С.
Оценка работы,

Дата

   
_________
 
 
Москва, 2009  
 
 
 
 
 

План:

Введение

1. Сущность  и виды способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.

2. Государственный контроль и его виды в сфере исполнительной власти

2.1. Президентский  контроль

2.2. Контроль законодательных (представительных) органов власти

2.3. Контроль  в системе органов исполнительной власти

2.4. Судебный контроль

3. Прокурорский надзор.

4. Административный надзор.

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Проблему обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти следует рассматривать, в соотношении с другими проблемам и более широкого плана, а именно: с защитой прав и свобод граждан и укреплением российской государственности.  
Так что же представляет собой законность в условиях формирования правового государства?

Поиск подходов к определению понятия «законность» советских ученых показал неоднозначность понимания и толкования этого явления. Законность следует отнести к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент (режим) демократии.  
Термин «законность» применяется в двух аспектах: в широком и узком. В широком смысле под законностью понимается соблюдение всеми гражданами и организациями законов и подзаконных актов, то есть требуемый государству образ поведения населения. В узком смысле законность выступает как принцип деятельности государственного аппарата по осуществлению своих властных функций в строгих рамках закона, связанных с обеспечением прав граждан и общественных организаций.  
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  и виды способов обеспечение законности в сфере

исполнительной    власти.  
      

В соответствии со ст. 15 Конституции органы государственной  власти. ОМС. Должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны.      

Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность. Иную адекватную реакцию государства на противоправное поведение. Именно эти основные требования определяют сущность законности в сфере исполнительной власти.        

 Под законностью  следует понимать неукоснительное  и точное соблюдение всеми субъектами административного права норм и правил, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность органов исполнительной власти.      

Весьма важным является обеспечение исполнения законов  и других нормативных правовых актов теми, кому доверено их применение. А это во многом зависит от дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение всех граждан порядку и правилам. Установленным государством и его полномочными органами.       

В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится соответствующая работа. Применяемые  различные правовые и организационные  формы и методы деятельности, практические приемы, операции обобщенно называются способами обеспечения законности:

Контроль - это  система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью  устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью  органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, выясняют не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, своевременно их устраняют, привлекают к ответственности виновных.

Надзор - заключается  в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов  за деятельностью не подчиненных  им органов или лиц с целью выявления нарушения законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Различают три  вида надзора: прокурорский, административный и общественный.

Обжалование - понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной  власти.

Рассмотрим  общую характеристику вышеназванных способов обеспечения законности.  

2. Государственный контроль и его виды в сфере исполнительной власти       

Различаются следующие  виды государственного контроля:

президентский контроль;

контроль законодательных (представительных) органов власти;

контроль в  системе органов исполнительной власти;

судебный контроль.  
 

    1. Президентский контроль
 

Его полномочия за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в  ст. 80 Конституции - где он определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, претворение  которой в жизнь возлагается  на соответствующие органы исполнительной власти. Эти функции он осуществляет при формировании Правительства, Совета Безопасности. Администрации Президента, назначении высшего командования ВС РФ. Им могут отменяться постановления Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ, указам Президента. В определенных случаях он вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Свой контроль Президент осуществляет лично и через соответствующие структуры: Главное контрольное управление Администрации Президента, полномочные представители Президента в регионах. 

    1. Контроль  законодательных (представительных) органов власти
 

Он регламентирован  ст. 102,103 Конституции. Например механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ (в частности о введении военного положения, возможности использования ВС за пределами территории России).       

К числу контрольных  полномочий Государственной  Думы в сфере исполнительной власти относятся:

дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

решение вопроса  о доверии Правительству;

выдвижение обвинения  против Президента для отрешения  его от должности в случаях, предусмотренных  ст. 93 Конституции;

назначение и  освобождение Уполномоченного по правам человека и Председателя Центрального банка России;

запросы депутатов  руководителям федеральных органов  исполнительной власти, субъектов РФ. ОМС;

создание счетной  палаты, которая осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета.  

    1. Контроль  в системе органов исполнительной власти.
 

Эти функции  исполняют:      

Правительство РФ.

Наделено широкими контрольными полномочиями. Согласно ст.114 ФЗ «О правительстве РФ» оно  осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, ФЗ, указами Президента РФ. Оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) прав органов исполнительной власти субъектов РФ (ОИВС) и способствует их взаимодействию. Оно разрешает и устраняет споры и разногласия между ФОИВ и ОИВС, создавая для этого согласительные комиссии.      

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

 Осуществляют  межотраслевой и отраслевой контроль. Эти функции осуществляет Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерство юстиции, внутренних дел и т. д.

    1. Судебный контроль.
 

Ст.118 Конституции  определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФЗ 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» определяет виды, порядок создания судов и управления ими, а также основные принципы их деятельности. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью. ФЗ 27.04.93г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.  

  1. Прокурорский  надзор
 

Следующий способ обеспечения законности, о котором  шла речь выше, это прокурорский надзор.

     Его сущность состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и негосударственными образованиями. Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти определены ФЗ 17.11.95 «О прокуратуре Российской Федерации» (изм. 1999г.). Предметом общего надзора являются:

соблюдение Конституции  РФ и исполнение законов, действующих  на территории России ФОИВ, представительными  и ИОГВС, ОМС, органами военного управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие  законам правовых актов, издаваемых вышеперечисленных органами;

соблюдение прав и свобод человека этими органами;

исполнение законов  судебными приставами.  

  1. Административный  надзор.
 

Представляет  собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляемую в отношении организационно не подчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, требований, стандартов с целью предупреждения и пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.

Информация о работе Обеспечение законности и дисциплины в сфере исполнительной власти