Обеспечение безопасности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Целью моего исследования является выявление общей характеристики обеспечения безопасности в Российской Федерации.
В соответствии с целью исследования, передо мной стоят следующие задачи:
- определить понятийный аппарат;
- дать классификацию видов безопасности;
- перечислить органы обеспечения безопасности РФ и обратить внимание на структуру некоторых из них;
- установить правовые основы организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности;

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия 5
2. Виды безопасности 7
3. Органы обеспечения безопасности 10
3.1. Совет Безопасности РФ 11
3.2. Федеральная служба безопасности и органы Федеральной службы безопасности 13
3.3. Органы внешней разведки 14
3.4. Федеральные органы государственной охраны 16
3.5. Органы федеральной фельдегерской связи 17
3.6. Органы обеспечения пожарной безопасности 18
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 21

Работа содержит 1 файл

Обеспечение безопасности в РФ.docx

— 52.14 Кб (Скачать)

 

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и  государственной службы»

Уральский институт

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

Оценка__________

Подпись преподавателя__________

«___» ____________20___г.

 

 

Обеспечение безопасности в Российской Федерации

(общая характеристика)

 

 

Реферат по административному  праву

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

Екатеринбург

2012

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Основные понятия 5

2. Виды безопасности 7

3. Органы обеспечения безопасности 10

3.1. Совет Безопасности РФ 11

3.2. Федеральная служба безопасности и органы Федеральной службы безопасности 13

3.3. Органы внешней разведки 14

3.4. Федеральные органы государственной охраны 16

3.5. Органы федеральной фельдегерской связи 17

3.6. Органы обеспечения пожарной безопасности 18

Заключение 19

Список использованных источников и литературы 21

 

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется значимостью вопросов, связанных с проблемой обеспечения безопасности в Российской Федерации и ее влиянием на государственное и общественное развитие. Динамичное функционирование любого государства и общества возможно только в случае, когда они находятся в состоянии безопасности. Безопасность относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем современной юридической науки. Проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением приобретают все большее значение в рамках мирового сообщества.

Многоаспектность и комплексность  изучаемой проблемы сделали ее предметом  исследования специалистов практически  всех отраслей научного знания: теории государства и права, философии, социологии, политологии, экономики  и др.

Представляя собой динамическую систему, которая постоянно видоизменяется под воздействием внутренних и внешних  факторов, безопасность выступает как  самоорганизующаяся система, нуждающаяся  в дальнейших исследованиях с  учетом основных направлений развития общества и государства.

Новые угрозы российскому  обществу и государству предъявляют  принципиально иные требования и  к системе обеспечения безопасности, которая должна обладать свойством  не только быстрого реагирования на возникающие  угрозы, но и потенциалом для их предотвращения. Национальная безопасность связана с обеспечением жизнеспособности государства, его сохранением как  определенной культурно-исторической ценности, защитой суверенитета.

Вопросы теории и практики, связанные с национальной безопасностью  приобретают актуальность в связи  с увеличением и изменением видов  безопасности. В настоящее время  в Российской Федерации сформирована довольно разветвленная система  обеспечения безопасности. Несмотря на это, в ее изучении и описании часто отсутствует комплексность  и системность.

Целью моего исследования является выявление общей характеристики обеспечения безопасности в Российской Федерации.

В соответствии с целью  исследования, передо мной стоят следующие задачи:

- определить понятийный аппарат;

- дать классификацию видов  безопасности;

- перечислить органы обеспечения  безопасности РФ и обратить внимание на структуру некоторых из них;

- установить правовые основы организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности;

- сделать выводы, касающиеся общей характеристики обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Предмет исследования – безопасность Российской Федерации.

В ходе решения задач и исследования предмета реферата мною активно использовались действующие нормативно-правовые акты, учебники, монографии и статьи из периодических изданий по управленческой и правовой тематике.

 

 

  1. Основные понятия

Для достижения цели исследования необходимо определить понятийный аппарат, четко очертить границы той или иной категории.

Толкование основных понятий, касающихся безопасности было представлено под авторством Р. Г. Халиуллина: «Безопасность – состояние защищенность объекта от различных угроз (реальных, потенциальных), обеспечивающее его устойчивое существование и развитие. Всевозможная деятельность по достижению и поддержанию этого состояния есть обеспечение безопасности. Совокупность экономических, политических, экологических, информационных и иных условий и факторов, способствующих достижению и поддержанию этого состояния, – это условия безопасности. А подобные условия и факторы, создающие опасность и наносящие ущерб равновесию, дестабилизирующие объект, есть угрозы безопасности» 1.

Определение «безопасность государства» в официальных изданиях РФ появилось в Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил РФ, изданном в 1994 году. Вот это определение: «Безопасность государства национальная – состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях2».

Обеспечение безопасности требует  усилий для решения постоянно  возникающих практических задач  на всём пространстве взаимодействия человека с окружающей средой. В  сумме эти задачи складываются в  проблемы.

Проблема  безопасности – совокупность частных задач обеспечения безопасности сравнительно однородных объектов безопасности. Безопасность представляется совокупностью результатов деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека.

Закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в РФ Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", ряд других законов и нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области безопасности, конституции, законы и нормативные акты республик в составе РФ и субъектов РФ, принятые в рамках их компетенции по данному вопросу, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

В законодательном порядке  определена система безопасности и  её функции, установлен порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за их деятельности.

 

 

 

  1. Виды безопасности

Виды  безопасности – составляющие безопасности, обеспечиваемые различными сферами жизнедеятельности.

Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников и угроз, перечня  предметов безопасности, различают  десятки, сотни видов безопасности. Назовем важнейшие из них: политическая, социальная, экологическая, военная, техногенная, духовная, религиозная, социокультурная, государственная, генетическая, продовольственная, медицинская, демографическая, ядерная, информационная и новая, более тонкая, на уровне психических явлений, востребованная временем энергоинформационная психологическая безопасность. Различные виды и проблемы безопасности, обладая общими чертами, рассматриваемыми в общей теории безопасности, предметно исследуются в частных теориях безопасности.

Такая классификация в  известной мере является условной, так как в чистом виде, вне связи  с другими явлениями и фактами, в природе ничего не бывает. Чаще всего человек имеет дело с  комбинированными источниками опасности  и с многоаспектными проявлениями их воздействия. Можно выделить природно-социально-техногенный  источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или ином опасном предприятии, последовавшие  за ним людские жертвы, материальный ущерб и уничтожение природы. В данном случае речь идёт об экологической, техногенной, социальной, медицинской, генетической и многих других видах  опасности. Более того, содержание видов  безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Поэтому важно при  использовании того или иного  термина давать предельно четкую его расшифровку.

Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, будет  в значительной мере зависеть от практических задач, решаемых при обеспечении  безопасности. Рассмотрим в самом общепонятном плане основополагающие виды безопасности3.

 Политическая  безопасность занимает ключевое место в общей системе обеспечения безопасности. Потеря обществом политической управляемости или её несоответствие возможностям и интересам общества неизбежно ведут к его деградации и зависимости. Политическая безопасность требует конституционно защищенной и четко определенной конституционными рамками политики.

 Социальная безопасность – это совокупность видов безопасности, обусловленная структурой человеческой жизнедеятельности, её сферами.

 Военная безопасность образует одну из основ систем национальной, региональной и международной безопасности.

 Экологическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф.

 Техногенная безопасность – совокупность действий по обеспечению проектирования, строительства и эксплуатации сложных технических устройств с соблюдением необходимых требовании безаварийной их работы и выполнения экологических условий.

 Информационная  безопасность – это состояние защищенности информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также субъектов информационной деятельности.

 Коллективная  безопасность – качество отношений государства и общества, при которых обеспечивается их совместная защищенность от внутренних и внешних угроз. Коллективная безопасность включает систему мер, направленных на поддержание мира во всем мире, предотвращение войны, на оказание коллективного отпора агрессии и коллективной помощи.

 Региональная безопасность – состояние отношения социально-территориальных общностей населения, формирующихся применительно к административно-территориальному делению страны или группы стран, внутри них или между ними на микро- (населенный пункт, район, область страны) и макро- (страна, группа стран) уровнях, при которых обеспечивается их достаточно надёжное существование и устойчивое развитие; составная часть безопасности общей системы (национальной и международной).

 Безопасность прогресса – это такие отношения человека с созданными им самим искусственными образованиями, которые позволяют ему полно и всесторонне раскрывать свои возможности, в то же время исключая технологическую и нравственно-мировоззренческую зависимость от средств и процессов, им же созданных. Примером явления обратного может служить современная ситуация. Человечество создало ядерное оружие, считая его великим достижением, сейчас же оно превратилось в фактор угрозы существования человечества на планете Земля. Технический прогресс при бездумном к нему отношении и существующих в стране приоритетах может благоприятствовать созданию факторов нестабильности в обществе, неустойчивости в развитии духовных начал человека, страны.

 Энергоинформационная психологическая безопасность – это принципиально новое направление безопасности, способное во всех видах безопасности дать человеку недостающую и важную часть способностей контролировать всё происходящее на более высоком уровне и срабатывать на опережение в экстремальных ситуациях. Опережение становится реальным при использовании специальных боевых практик и методик Прикладной энергоинформационной психологии.

 

  1. Органы обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности в РФ – это, прежде всего, защита государственного и общественного строя, государственного суверенитета и территориальной неприкосновенности, посредством использования комплекса политических, экономических, военных, социальных и правовых средств и действий, которые способствуют ликвидации негативного воздействия враждебных государств, а также оппозиционных структур внутри самой страны, использующих силы и средства разведки и спецслужб4.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия  внешним и внутренним врагам, государство  имеет в своем распоряжении и  на службе определенные органы.

На основе анализа Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.), авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна5, к числу органов безопасности относят:

  1. Совет безопасности РФ;
  2. Федеральная служба безопасности и органы Федеральной службы безопасности;
  3. органы внешней разведки;
  4. федеральные органы государственной охраны;
  5. органы федеральной фельдъегерской связи;
  6. органы пожарной безопасности.

Такой в целом можно  представить систему органов  безопасности страны. В нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.

 

    1. Совет Безопасности РФ

Правовую основу организации  и деятельности Совета Безопасности России составляют Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г. вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования", "Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности", "Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации".

Информация о работе Обеспечение безопасности в Российской Федерации