Наука административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

«Административное право» принято рассматривать в трех значениях: как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Содержание

Вопрос 1. Наука административного права………….……………………
Вопрос 2. Сущность и субъекты межотраслевого государственного управления…………………………………………………………………….
Задача…..…………………………………………………………………….
Тестовые задания…………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА АП Р Вариант 4 - копия.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

Главными субъектами, которые  осуществляют межотраслевое государственное  управление являются непосредственно государственные органы исполнительной власти.

Государственный орган исполнительной власти — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

1) осуществляют исполнительно-распорядительную  деятельность;

2) наделены оперативной самостоятельностью;

4) образуются вышестоящими  органами;

5) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

6) их образование, структура,  порядок деятельности в основном  регламентируется нормами административного  права.

Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки взаимосвязаны. Органам исполнительной власти свойственна  именно совокупность всех перечисленных  особенностей, их строгое сочетание.

Административно-правовой статус каждого органа исполнительной власти, как статуса коллективного субъекта состоит из трех блоков5:

1. Целевого, включающего конкретные нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, каждый орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

В зависимости от правовой основы образования можно различать  органы исполнительной власти, создаваемые  на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основными критериями их образования выступают государственное  устройство, отрасли деятельности и  общие управленческие функции.

Законодательство разделяет  органы исполнительной власти на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

Органы общей  компетенции: это правительства, администрации. Они несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной  компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел, Министерства обороны6.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает  с их подчиненностью), можно различать:

- федеральные органы,

-органы субъектов Федерации,

-местные органы исполнительной власти.

Центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а  территориальные федеральные органы — только на части ее территории.

Субъекты Федерации вправе создавать местные (территориальные) органы исполнительной власти.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены  центральные федеральные органы исполнительной власти специальной  компетенции. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных  аппаратов и размеры ассигнований на их содержание.

Правительство — это коллегиальный  орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий правовые акты от своего имени. Членами его  являются руководители важнейших административных ведомств (министры). Правительство, как  правило, наделено широкими полномочиями, несет ответственность за состояние дел в стране, действует под руководством парламента или главы государства. Его работой руководит Председатель (Премьер-министр).

Деятельность территориальных  федеральных органов исполнительной власти может осуществляться на территории нескольких субъектов Федерации, городов, районов (в пределах пограничного, таможенного, военного округа, например) или на территории одного субъекта Федерации, города, района.

Территориальные федеральные  органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов  исполнительной власти Российской Федерации  и осуществляют свою деятельность под  руководством соответствующих центральных  органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Основные задачи и функции  территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих  ведомств Российской Федерации с  учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы, в частности:

— принимают участие в  соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в  условиях проведения экономической  реформы, в анализе межрегиональных  программ, разработке вариантов межрегиональной  кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;

— систематически информируют  ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации  о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.  

Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое управление, занимают надведомственное положение и наделяются соответствующими полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.7

Правотворческие полномочия надведомственных органов состоят в издании нормативно-правовых актов по вопросам, относящимся к их компетенции.

Полномочия методического характера заключаются в даче разъяснений, инструктивных указаний и издании других актов по совершению отраслевыми органами действий, связанных с реализацией законодательства, и актов соответствующего межотраслевого органа.

Координационные полномочия призваны обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управления.

Контрольно-надзорные полномочия заключаются в праве межотраслевых, надведомственных органов производить проверку, осуществлять надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с точки зрения как законности, так и целесообразности их действий по вопросам, относящимся к компетенции надведомственных органов.

Лицензионно-разрешительная деятельность состоит в выдаче лицензий (разрешений) на осуществление той или иной деятельности, а также в регистрации субъектов этой деятельности.

 

 

 

ЗАДАЧА

В результате проверки магазина «Продукты», были выявлены факты продажи немаркированных  продуктов, маркировка которых обязательна, а также случаи нарушения порядка  ценообразования. За данные нарушения  начальник территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Х., привлек директора магазина «Продукты» в соответствии со ст. 14.7 к административной ответственности в виде административного  штрафа в сумме 10 тыс. рублей. Оцените  правомерность действий Х.

 

Ответ: Начальник территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Х. неправомерно привлек директора магазина «Продукты» к административной ответственности в соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей», поскольку выявленные в результате проверки магазина факты не предусмотрены составом вышеуказанной статьи.

В связи с выявлением факта  продажи немаркированных продуктов, маркировка которых обязательна  начальнику территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Х. необходимо было привлечь директора магазина «Продукты» в соответствии с ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ «Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» к административной ответственности в виде административного штрафа от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

В связи с выявлением случаев  нарушения порядка ценообразования  начальнику территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Х. следовало бы привлечь директора магазина «Продукты» в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме, предусмотренной санкцией указанной статьи.

 

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Нормативный правовой акт, устанавливающий правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации…

а) Указ Президента РФ

б) Постановление Правительства РФ

в) Приказ Министерства юстиции

г) Постановление Верховного суда

д) Федеральный закон

Ответ: б)

В настоящее время действует  Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1009 «Об утверждении  правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

 

Задание 2.

Основанием классификации  форм государственного управления на повседневный (обычный) режим государственного управления и режим чрезвычайного  положения является…

а) целенаправленность формы государственного управления

б) условия применения формы государственного управления

в) способ выражения формы государственного управления

г) объем формы государственного управления

д) содержание формы государственного управления

Ответ: б)

 

Задание 3.

Специфической чертой исполнительной власти, отличающей ее от законодательной и судебной, является…

а) аполитичность

б) исполнительно-распорядительная, непосредственно-организующая направленность

в) государственно-властный характер

г) возможность законодательной инициативы

д) возможность разрешения юридических споров

Ответ: б)

Рассматривая термин «аполитичность»  как пассивное, безразличное отношение  к общественной жизни и политической деятельности можно сделать вывод, что эта черта не присуща ни одной из ветвей государственной  власти.

Государственно-властный характер присущ всем трем ветвям власти и специфическим  он не является.

Возможность законодательной  инициативы – это специфическая  черта законодательной власти, однако, и органы, относящиеся к другим ветвям власти, ею обладают.

Возможность разрешения юридических  споров – прерогатива судебной власти. Органы исполнительной власти вправе (в некоторых случаях обязаны) разрешать споры в административном порядке, однако, и такие решения могут быть обжалованы в суде.

Задание 4.

Источники административного  права РФ …

а) законы и подзаконные акты РФ и субъектов РФ

б) организационные обычаи

в) приказы и инструкции руководителей государственных предприятий и учреждений

г) моральные и нравственные нормы

д) судебный прецедент

Ответ: а) и в)

Поскольку Россия относится  к странам романо-германской правовой семьи, то источниками права не могут  являться обычаи, моральные и нравственные нормы и судебный прецедент.

В систему источников административного  права входят как нормативно-правовые акты федерального уровня (РФ), так и регионального (нормативно-правовые акты субъектов РФ), а также локальные нормативные акты (приказы и инструкции руководителей государственных предприятий и учреждений).

 

Задание 5.

Руководитель  органа государственной власти по результатам  аттестации с учетом специального режима работы государственного служащего  может принять решение о …

Информация о работе Наука административного права